И земля целинная колосом взошла
Как мы уже сообщали, недавно в станице Суворовской Предгорного района Ставрополья был торжественно открыт грандиозный мемориал первоцелинникам, инициаторами которого выступили Юрий и Владимир Кайшевы, чей отец так же осваивал в далеких 50-х годах целинные земли. У нас в республике хорошо знают и уважают Владимира Григорьевича Кайшева, работавшего в свое время председателем Правительства КЧР. Жители Учкуланского ущелья благодарны ему за построенный Замок Дружбы народов, который стал истинным очагом культуры, где проводятся различные выставки и досуговые мероприятия, встречи творческой интеллигенции.
В открытии мемориала в Суворовской участвовали сами целинники, представители казачества, национальных диаспор, а также делегация Карачаево-Черкесии. Монумент представляет собой семиметровый серп и молот, внутри которого помещен легендарный трактор «Фордзон – Путиловец», на плитах высечены имена первоцелинников Северного Кавказа.
… Сейчас, спустя свыше 65 лет, наверное, и не найдешь точной цифры количества участников той далекой целинной эпопеи, но, как свидетельствует статистика, медаль «За освоение целинных земель» получили более 1 млн 340 тысяч человек. И волею судьбы оказавшись в Казахстане в годы депортации, к первоцелинникам присоединились и представители карачаевского народа, которые не покладая рук работали трактористами, комбайнерами, водителями, хлеборобами. Среди них был и карачаевский детский поэт Насу Абайханов, которого я хорошо знала и с которым часто встречалась по роду своей деятельности. В 80-е годы я заведовала детской библиотекой, и Насу Османович был у нас в читальном зале желанным гостем. Как-то он прочитал на одной из встреч с детьми свои стихи: «Я вспомнил, как, горящими руками спасая хлеб у нас, на целине, герой-солдат сбивал с колосьев пламя, спасти – то спас, но сам погиб в огне»…
И только тут выяснилось, что этот скромный, интеллигентный человек за ратный труд был в числе награжденных медалью «За освоение целинных земель». Впоследствии, по возвращении на родину, тогдашний первый секретарь Карачаевского райкома партии Лев Дмитриевич Кирюхин сразу же взял его к себе в аппарат заведующим сельхозотделом. Лучшей рекомендацией для него стала целинная эпопея…
Обращаясь в читальном зале к детской аудитории, Н. Абайханов тогда сказал: «Ребята, когда я беру в руки пахучую свежую булку хлеба, я вижу перед собой огромное пшеничное поле, золотые колосья, армады тракторов и комбайнов, массу друзей – первоцелинников. Наступление на веками молчавшую казахстанскую степь закончилось блестящей победой молодых энтузиастов. Мы поднимали целину. Целина поднимала нас».
А что касается стихотворения, написанного им на одном дыхании, оно было основано на реальном факте. Это было в 1956 году. Стояли жаркие дни, созревали тучные хлеба. Между полями по дорогам проносились грузовые автомашины, мотоциклисты, бродили охотники за перепелами. Вдруг в одну минуту вспыхнуло пшеничное поле. Все в едином порыве кинулись спасать хлеб. Едкий дым, гарь затрудняли дыхание. Тракторист Николай Калашников начал опахивать круг, чтобы остановить пламя. Но в одном месте трактор вдруг заглох, потому как попал в неглубокую яму. Высокая пшеница накрыла Николая вместе с трактором. А огонь уже был рядом, но бывший солдат не сдавался и все-таки завел трактор, хотя уже дымилась его одежда. Ценой неимоверных усилий он успел допахать круг и остановил пожар, спасая десятки тысяч гектаров целинной пшеницы…
В 1955 году, окончив сельхозтехникум близ Ташкента, Насу Абайханов вместе с закадычным другом Александром Карпом, родом из Белоруссии, приехали в целинный зерносовхоз «Каспеленский». Их разместили в одной из палаток. А уже на рассвете друзья сели на трактора, а их было всего 12 единиц, и бригаде необходимо было вспахать 50 тысяч гектаров. Совхоз делал только первые шаги, и поначалу было туго с техникой.
Но уже через год совхоз получил более 100 первоклассных тракторов и столько же комбайнов, огромное число сельхозинвентаря. Как вспоминал Н. Абайханов, в 1957 году в совхоз приезжал председатель Президиума Верховного Совета СССР Климент Ефремович Ворошилов. Это было время, когда западные страны хотели, чтобы СССР провалил освоение целинных земель. Состоялся большой митинг, и первоцелинникам врезались в память слова Ворошилова: «Дети мои, целинники, мы гордимся вашими успехами. Зарубежные соседи изучают наш опыт, но у них ничего не получается, и не получится, потому что кишка тонка».
Наведывался к целинникам и первый секретарь компартии Казахстана Леонид Брежнев, который живо интересовался их делами, записывал в блокнот проблемы и пожелания и тут же на месте давал распоряжения по улучшению торгового, бытового, культурного обслуживания. Приезжали и известные артисты, композиторы, поэты, писатели, делегации из Болгарии, Монголии, Китая.
«Я горжусь тем, что на мою долю спецпереселенца выпала высокая честь поднимать целину рядом с такими героями, как Василий Рягузов, Данил Нестеренко, Михаил Дворжик, – говорил Насу Абайханов. – Мы начинали с чистого листа при полном отсутствии какой-либо инфраструктуры. На бескрайних степных просторах потом появились совхозы, выросли поселки, развернулось строительство. Целина научила нас дорожить дружбой и быть верными данному слову. Это была хорошая школа жизни».
…Каждый раз, открывая двухтомник «Очерки истории Карачаево-Черкесии», изданный в 1972 году, вчитываюсь в скупые сведения: «Среди механизаторов Джамбульской области, отличившихся в освоении целинных и залежных земель, а также во время уборки урожая, были десятки карачаевцев, среди них комбайнеры: Анзор Биджиев, Али Коджаков, Исмаил Коркмазов, шофер Мусса-Али Эбзеев получили ордена Трудового Красного Знамени».
Муссу-Али в Карачаевске уважали – он был сильной личностью и ни при какой власти ни перед кем не прогибался, верный своим убеждениям и принципам. К примеру, он входил в инициативную группу, выступившую с ходатайством о присвоении имени Никиты Хрущева одной из улиц города. Мусса-Али Эбзеев считал, что, несмотря на перекосы в управлении государством, именно Хрущев сделал возможным возвращение карачаевцев на родину.
Обладая задатками лидера, Мусса-Али всегда тяготел к профессиям, которые кормят народ. Отличный сыродел, высокопрофессиональный водитель, он не любил афишировать свои награды за освоение целины. А ведь и ему, как и Насу Абайханову, доводилось накоротке встречаться с Брежневым, – и когда орден вручали, и за пиалой зеленого чая, запросто беседуя о жизни. Им было о чем поговорить, ведь Брежнев – фронтовик.
Приходилось Муссе-Али и комбайном на целине управлять, оставив руль грузовика, особенно в страду. И он до конца жизни помнил то необъяснимое чувство душевного подъема, когда комбайны шли ромбом, взяв «под прицел» каждый валок. Надсадно гудели моторы, прогоняя через вибрирующие от напряжения машины небывалые пшеничные струи, – это шел хлеб нового урожая! Там, на целине, он подружился с земляком, таким же водителем Алашем Суюнчевым. Как вспоминает Алаш Алимович, отделение совхоза в Южноказахстанской области полностью занималось освоением целинных земель площадью 40 тысяч гектаров. Сюда было брошено много техники, рабочей силы, привлекались студенты, школьники. Алаш Алимович работал начальником совхозного гаража, где насчитывалось 60 грузовых автомашин.
К сожалению, уже нет его друга Муссы-Али, как и многих других. Но Алаш Алимович, младший брат народного поэта КЧР Азамата Суюнчева, со светлой грустью вспоминая ушедших, считает, что каждый из них достойно представлял эпоху. Вот и о первоцелинниках вспомнили. Люди растили хлеб на земле, земля растила людей. И это – мудрый закон вечности, которому подвластен весь мир…
{{commentsCount}}
Комментариев нет