День республики № 189 от 17.12.2020

Как звуки шичепшина…

18 декабря в 15:24
26 просмотров
Источник — Фото автора

В биографии Али Петровича Джумаева, заслуженного работника культуры КЧР, художественного руководителя Хабезского районного Дворца культуры имени Назира Хапсирокова, нет никаких сложных витков и виражей. Жизнь его протекает относительно ровно и красиво, как красиво извлекаются звуки из шичепшина, адыгского струнного инструмента, в его умелых руках.

Родился, вырос и практически всю свою жизнь Али Джумаев прожил в ауле Хабез. Вспоминая детство, Али Петрович с теплой улыбкой рассказывает, какие у него были добрые, заботливые, талантливые бабушки и дедушки.

– У черкесов дети постоянно находятся на попечении бабушек и дедушек, которые не только заботятся о них, но и воспитывают: учат обычаям, традициям, уважению к старшим, народной культуре, – рассказывает Али Петрович. Кстати, имя Пётр его дед дал своему сыну в честь друга. Тот спас его в горах от смерти, и дед пообещал ему, что если у него родится сын, он назовет его Петром. Своё обещание дед сдержал. Этому он учил и своих внуков.

Детство Али пришлось на 50-е годы. Тогда в ауле ещё толком не было электричества, освещали дома керосиновыми лампами. Уроки при таком освещении делать было нежелательно, потому что керосин экономили, да и глазам было трудно. Но в доме всегда было уютно, потому что бабушка Аминат находила время порадовать внуков: пела старинные народные песни и плачи- гъыбзэ, рассказывала сказки… Долгими зимними вечерами это было особенно захватывающе.

– Сказки она рассказывала так эмоционально, что я чувствовал себя внутри этой сказки и даже отождествлял себя с её героями. Иногда я воображал себя богатырём, а иногда плакал, когда богатырь попадал в тяжёлую ситуацию, – с улыбкой вспоминает Али Петрович. – Или вот одна песня-плач времён Гражданской войны мне в сердце запала. Там сюжет такой: мальчик утром пил чай с молоком, а молока в достатке не было, и он случайно пролил молоко. И мать прокляла его. И когда во время войны он был смертельно ранен, он вспомнил это проклятие и говорит: «Мама! Твоё проклятие дошло до меня. Если бы я был ранен одной пулей или двумя, я мог бы надеяться, что встану на ноги и буду дома. Но всё моё тело изрешечено, как я могу добраться до дома?» Это очень душераздирающая песня…

Джумаев тут же исполняет куплет из этой песни-плача. Мелодия удивительная – драматическая и в то же время траурно-торжественная, а голос самого Али Петровича сильный, богатый оттенками, вызывает чувство, что поставлен в консерватории.

И в ходе нашей беседы выясняется, что отец Али Пётр иногда играл на русской балалайке, когда приходили друзья. Да и Али со школьной скамьи был активным участником художественной самодеятельности, пел, отлично играл на домре.

– Где, у кого вы учились играть на музыкальных инструментах и петь? – естественно, спрашиваю я.

Оказывается, судьба дала Али Петровичу в соседи двух выдающихся адыгских композиторов: Султана Сидакова, чьё имя сейчас носит Детская школа искусств аула Хабез, и Аслана Даурова, чье имя присвоено республиканскому колледжу культуры и искусств.

– Всему этому меня научил великий человек, мой первый учитель, заслуженный работник культуры РСФСР Султан Сидаков. Он мне был больше чем сосед, больше чем друг – он был мне как старший брат. Именно он привил мне любовь к музыке, ставил мне голос, учил играть на балалайке и домре, – с большим чувством говорит Али Петрович. – А Аслан Дауров! Бывало, прохожу мимо их дома – иду овец своих пасти. «Салам, Аслан, – говорю, – как дела?» А он мне: «Алик, ты мне нужен! Я вот тут несколько песен написал, хочу, чтобы ты прослушал!» Я просто за голову хватался: «Аслан, ты – известный композитор, и ты советуешься со мной?» А он мне: «Именно с тобой! Ты любишь музыку, ты – парень из народа, значит, твоими устами народ будет говорить. Мне твоя оценка дороже мнения многих критиков!» Он был очень талантливый человек и очень простой при этом…

Надо сказать, что Али Джумаев к тому времени уже работал в местном Доме культуры – с 1966 по 1968 год он пел и танцевал в ансамбле «Адиюх», играл на домре и даже научил младшего брата играть на апапшине – адыгском щипковом музыкальном инструменте. Принцип игры на нём тот же, что и на балалайке, лады одинаковые, такие же три струны, только форма инструмента другая. При этом Али очень хотел после школы поступить в институт культуры в Краснодаре, но обстоятельства не сложились. А потом его призвали в армию.

Служил он в Астраханской области в ракетных войсках. Али, недолго думая, сразу организовал у себя в части художественную самодеятельность. Замполит части подполковник Воронкин, бывший фронтовик, очень добрый, отзывчивый, внимательный человек, что называется, отец солдатам, легко дал Джумаеву отпуск. Али приехал в Хабез, и начальник районного отдела культуры Рауф Богатырев выдал солдату черкески, которые тот повёз с собой в часть. Теперь у кавказских ребят, танцевавших в организованном Джумаевым ансамбле, были национальные костюмы для выступлений.

– У меня в ансамбле было двенадцать человек – и карачаевцы, и осетины, и дагестанцы, и грузины, и грек из нашей Спарты Лаврентий Семельчёв. Он на баяне кавказские мелодии играл, – улыбка озаряет лицо Джумаева. – Мы не только лезгинку и другие мужские танцы ставили. У нас медсестра была, так что парный танец мы тоже танцевали.

После возвращения из армии Али Петрович поступил на филологический факультет пединститута в Карачаевске. С преподавателями ему и здесь повезло: все они были большие профессионалы, влюблённые в свой предмет.

– Вот, скажем, Магомед Ахъяевич Хубиев, тоже был великий человек! Как он читал древнегреческую литературу, с каким выражением! Я, словно в детстве с бабушкиными сказками, попадал в другой мир!

И Али Петрович читает отрывок из «Илиады» в одном из лучших, на мой взгляд, переводов Николая Минского:

Пой, о, богиня, про гнев Ахиллеса, Пелеева сына,
Гибельный гнев, причинивший ахейцам страданья без счета,
Ибо он в область Аида низринул могучие души
Многих и славных мужей, а самих на съедение бросил
Птицам и псам кровожадным, – так воля свершалась Зевеса…

Читает так, как будто учился мастерству художественного чтения у самого Эфроса. И когда звучит грозное «так воо-оля свершалась Зевеса!», мне кажется, что руку его тяжелит скипетр с орлом.

Но главное – Джумаев по-прежнему участвовал в художественной самодеятельности, теперь уже в ансамбле «Шохлукъ» (Дружба) под руководством известного хореографа Руслана Маршанкулова, чьё имя теперь носит ансамбль. Более того, с тем самым братом, которого научил играть на апапшине, и с другом Арсеном Дауровым (ныне директором Хабезского ДК) он выступал с музыкальными номерами. Ну и, конечно, пел вместе с однокурсниками – Арсеном Дауровым, Тамерланом Алиевым, причём как на черкесском, так и на карачаевском. В подтверждение Али Петрович поёт карачаевскую лирическую песню «Два сердца», и я в который раз восхищаюсь красивым звучанием его голоса.

Во время студенчества Али Джумаев успел жениться на студентке Нэли Кичевой из аула Красный Восток, а к концу учебы у них родился сын. Так что в родной Хабез он возвращался с полной семьёй. Несколько лет проработал учителем русского языка и литературы в Хабезской средней школе, разрываясь между школой и Домом культуры, куда шёл сразу после уроков. Но рано или поздно нужно было сделать выбор, и любовь к культуре и искусству оказалась сильнее, хотя со своими учениками он теперь встречался в районном Дворце культуры, художественным руководителем которого он работает с 1979 года по сей день.

– На данный момент у нас в ДК функционируют оркестр народных инструментов «Редада», который носит звание «народный»; женский танцевальный народный ансамбль «Черкесия»; народный ансамбль «Ашемез»; танцевальный ансамбль «Адиюх», который снова собрался через несколько лет после распада. У нас также много талантливых солистов, – рассказывает Али Джумаев. – Многие из них известны далеко за пределами района и республики.

Трудовой путь самого Али Петровича отмечен множеством грамот, дипломов, благодарностей не только руководства района и республики, но и Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Осетии, Дагестана. Стоит отметить, что Джумаев сам до сих пор играет в оркестре. В молодости он бывал в Польше, Турции и других странах на гастролях с оркестром, но всегда хотел вернуться в свой родной аул, к своим истокам. Недаром свой рабочий день с молодежью он начинает с пятиминутки. Он напоминает молодым людям о необходимости придерживаться обычаев своего народа, беречь и приумножать родную культуру.

Ежегодно на Новый год он в составе концертной новогодней группы выезжает к деткам с ограниченными возможностями здоровья. А каждое 1 июня в составе творческой группы посещает детское отделение районной больницы.

Это очень скромный, отзывчивый человек, который бесконечно предан искусству. И после общения с ним остается ощущение удовольствия. Удовольствия от общения с культурной личностью.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях
Али Джумаев аул Хабез биография воспоминания заслуженный работник культуры КЧР люди прикосновение к судьбе судьба человека творческая деятельность Творческие люди Хабезский РДК