Сфера товарных рынков требует перемен
Участники публичных обсуждений правоприменительной практики антимонопольной службы региона за IV квартал 2020 года говорили о развитии конкуренции в Карачаево-Черкесии.
Публичные слушания в УФАС России по КЧР снова прошли в формате прямой трансляции ввиду продолжающейся пандемии коронавируса. Участниками онлайн-мероприятия стали представители госорганов и органов госконтроля, общественных организаций, а также контрактные управляющие различных учреждений КЧР.
С приветствием и докладом выступила и. о. руководителя УФАС по КЧР Галина Аврахова. Основной темой ее выступления стали «белая» и «черная» книги проконкурентных и антиконкурентных региональных практик.
– Ранее в своих публичных выступлениях мы никогда не касались данного вопроса, но сегодня решили рассказать нашей аудитории об инициативе ФАС России по разработке этих книг, – сказала Аврахова, уточнив, что целью данной инициативы является размещение на сайте ФАС России информации о мероприятиях (актах или действиях), направленных на развитие конкуренции в субъектах РФ, а также обмен опытом по внедрению лучших региональных практик.
Далее она подробно остановилась на отдельных положениях «белой» книги за 2019 год, представив на примерах лучшие практики Белгородской, Вологодской, Курганской, Челябинской областей.
– Как видите, есть чему поучиться и что положить в копилку регионального опыта развития конкуренции в РФ в последующие годы, – подытожила спикер свой доклад.
Правоприменительную практику управления за отчетный период осветила специалист – эксперт Инна Безгубова. Она сообщила, что в УФАС по КЧР было рассмотрено 2 жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, одна из которых признана обоснованной. По результатам рассмотрения выдано предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.
Говоря о жалобах по проведению аукционов, спикер обратила особое внимание слушателей на то, что извещение о проведении аукциона должно размещаться в Интернете на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов не позже чем за 30 дней до дня проведения аукциона и должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы на сайте www.torgi.gov.ru. Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за 30 дней до дня проведения аукциона. Однако, как отметила докладчик, эти положения часто нарушаются, что приводит к штрафам и другим административным наказаниям.
В части контроля рекламы в отчетном периоде управлением было рассмотрено всего 1 дело – по заявлению гражданина о факте поступления ему рекламного звонка без предварительного согласия абонента. Комиссия УФАС по КЧР признала данный факт ненадлежащей рекламой, а рекламораспространителя – нарушившим требования части 1 статьи 18 Закона «О рекламе». По итогам рассмотрения выдано предписание о прекращении нарушения данного закона.
Далее И. Безгубова рассказала о совместных проверках Управления ФАС по КЧР с прокуратурой по выявлению нарушений правил технологического присоединения к сетям.
– В таких случаях мы возбуждаем дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена соответствующей статьей, – отметила она.
Говоря об анализе состояния конкуренции на различных товарных рынках КЧР, спикер отметила, что часть наиболее значимых рынков в регионе по-прежнему относятся к высококонцентрированным, со слабо развитой конкуренцией и доминирующим положением определенных предприятий и организаций.
Так, на рынке услуг по убою скота было установлено, 100% доминирующее положение ОАО РАПП «Кавказ-мясо» в географических границах товарного рынка. Также стопроцентно на рынке оказания услуг по оптовой торговле природным (естественным) газом доминирует ООО «Газпром межрегионгаз Черкесск», а на рынке теплоснабжения – ООО «Тепловые сети». На розничном рынке автомобильных бензинов 100% доля реализации автобензинов марки АИ-98 принадлежит ВИНК ООО «ЛУКОЙЛ Югнефтепродукт».
Несколько иное положение на рынке электроэнергии (мощности): здесь установлено доминирующее положение АО «Карачаево-Черкесскэнерго» с долей на рынке в границах Карачаево-Черкесской Республики 62,03%. На розничном рынке дизельного топлива доминирует ПАО «НК – «Роснефть» – «Карачаево-Черкесскнефтепродукт» с 53,75% долей на рынке в границах КЧР. Тем не менее, с антимонопольной точки зрения вся эта ситуация требует перемен в сторону более развитой конкуренции.
Затем специалист – эксперт Инна Ахба отчиталась по вопросу контроля законодательства о закупках. Она сообщила, что в 4 квартале текущего года в адрес УФАС по КЧР пока поступило 120 жалоб, по которым было выявлено 45 нарушений норм закона о контрактной системе и выдано 16 предписаний об устранении этих нарушений. Значительное количество поступивших жалоб признано комиссией УФАС необоснованными. Кроме того, за указанный период проведено 3 контрольных мероприятия (2 внеплановых), поступило 2 обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Как обычно, отчет об административной и судебной практике территориального органа антимонопольной службы сделал государственный инспектор управления Инус Матакаев.
– Хочется отметить, что развитие правоприменительной практики и обеспечение эффективности гражданско-правовой ответственности за нарушения АМЗ не только позволят восстановить права и законные интересы потерпевших лиц, но и стимулируют правомерное поведение хозяйствующих субъектов и органов власти, а также являются сдерживающим фактором при совершении антиконкурентных действий и недобросовестной конкуренции, – подчеркнул он в ходе доклада.
В завершение публичного обсуждения правоприменительной практики сотрудники УФАС по КЧР ответили на поступившие вопросы. Например, по вопросу резкого повышения цен на лекарственные препараты государственный инспектор УФАС по КЧР Инус Матакаев дал следующий комментарий:
– Если происходит резкое повышение, то есть два инструмента реагирования. Первый – это когда местные органы субъектов Федерации в случае более 30% повышения на лекарственные препараты могут обратиться в Росздравнадзор с предложением о том, чтобы установить предельно допустимую цену на данное лекарство. Если они это согласовывают, то соответственно, в данное время на этой территории на данный препарат устанавливают ограничения. Другой инструмент – когда граждане могут обратиться в антимонопольную службу. Для этого необходимо предоставить документы. Изучая ситуацию по факту, мы делаем выводы, а также изучаем товарный рынок и выявляем нарушившие закон субъекты. Так, в Законе «О защите конкуренции существуют статьи о злоупотреблении доминирующим положением и согласованных действиях (сговоре) на данном товарном рынке.
{{commentsCount}}
Комментариев нет