Совсем не простая история
Проезжая через станицу Зеленчукскую, трудно не заметить сияющих золотом куполов церкви. Храм большой, красивый, им по праву гордятся станичники. Сам он построен недавно, сменив сгоревшую церковь, став своеобразным символом завершения борьбы, продолжавшейся на протяжении ста лет, борьбы за свои убеждения, за свою веру. История храма совсем не простая, как не простым было то время, в котором жили люди, которые, несмотря ни на что, верили, молились и строили в станице церкви, а вместе с ними возводили главный храм – храм своей души.
В середине XIX века казаками прикубанских станиц и переселенцами из Полтавской губернии была основана станица Зеленчукская. Там где казаки – там и вера православная. Поэтому в новой станице практически сразу был открыт приход и устроена небольшая церковь, которую освятили в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Построили ее в 1860 году. Это была даже не церковь, а простой молитвенный дом. Здание было деревянное, на каменном фундаменте, колокола укреплены на столбах. В 1876 году с помощью Кубанского казачьего войска была построена новая деревянная церковь, которую освятили 20 августа 1878 г. Старый же молитвенный дом станичное общество, с разрешения Ставропольской духовной консистории, пожертвовало Эстонско-Георгиевскому отселку, расположенному в семи верстах от станицы Зеленчукской.
Петропавловский приход был большим и крепким, но с установлением советской власти для верующих наступили непростые времена. Гражданское противостояние затронуло все общество, не осталась в стороне и церковь.
В начале двадцатых годов прошлого столетия Петропавловская церковь перешла к обновленцам – сторонникам нового течения в православии, так называемой «Живой церкви», которые ставили задачу обновить церковь и активно поддерживали советскую власть. История этого движения – тема отдельной публикации, но борьба обновленцев со сторонниками традиционного православия была важной составляющей церковной жизни вплоть до самой войны.
В архивно-следственном деле № 563, находящемся на хранении в УФСБ России по Карачаево-Черкесии, имеется направленное в районный исполком заявление обновленческого священника этого храма Даниила Стасенко. Документ датируется 1933 годом и по своей сути является жалобой. Из этой жалобы мы узнаем, что часть верующих подала заявление в Зеленчукскую районную культовую комиссию о желании вернуться под управление канонической церкви Московского Патриархата. Заявление вызвало протест со стороны обновленческого духовенства и верных ему прихожан. Поэтому Даниил Стасенко и написал встречное письмо местным властям с просьбой всячески воспрепятствовать «сергиевцам» (так называли сторонников Московского Патриархата, возглавляемого в это время патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским). Среди прочего, в своём заявлении клирик упоминает, что церковь в Зеленчуке уже 10 лет находится под юрисдикцией обновленцев. Настоятеля поддержал и диакон Петропавловской церкви Алексей Солдатенко.
В 1933 году обновленцам удалось отстоять приход. Однако противостояние двух сторон не прошло бесследно. Тех, кто желал снова соединиться с канонической Церковью, становилось все больше. Простые верующие, чтобы ускорить решение вопроса, даже устраивали забастовки. В этот момент к сочувствующему «сергиевцам» настоятелю Архипу Безродному примкнул священник Иоанн Семенов.
Священник Иоанн Васильевич Семенов родился в 1883 году в ст. Зеленчукской. Происходил из духовного сословия, по национальности – русский. Образование имел среднее. Был женат на Татьяне Семеновой, в семье росли двое детей. С 1914 года служил псаломщиком в ст. Ивановской, а после Октябрьской революции, с 1917 до 1926 года – в ст. Зеленчукской. В 1926 г. рукоположен в священника.
Поначалу отец Иоанн поддерживал обновленцев и даже высказывался против канонической церкви. Сложное было время, и мотивы у людей были разные. Кто-то из священников оставался верным своим убеждениям, за что расплачивался ссылками в лагеря. Кто-то искренне поддавался революционным веяниям. Кто-то пытался сделать карьеру. Однако конъюнктурные проекты всегда недолговечны. Многие, осознав пагубность обновленчества, возвращались к традиционному православию, да и самой власти, по мере укрепления сталинской диктатуры, временные попутчики становились ненужными. Вернулся в лоно канонической церкви и отец Иоанн Семенов.
Дорого обошлось ему это решение. В марте 1933 года отец Иоанн Семенов был арестован вместе с группой прихожан и монашествующих. Все они были осуждены по печально известной статье 58.10 УК СССР (пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву, ослаблению Советской власти…). Отец Иоанн и монахини Варвара (Бражникова), Акулина (Захарченко) получили по 10 лет заключения в исправительных лагерях. Настоятель Петропавловского храма Архип Петрович Безродный, а также член церковного совета Дмитрий Арсентьевич Кощуба, прихожанин Косьма Васильевич Захарченко и монахиня Матрона (Ленева) были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу.
Несмотря на жестокую расправу с церковным активом, приход продолжал существовать.
Вместо отца Архипа настоятелем Петропавловского храма стал иеромонах Иосиф (Колесниченко). Родился он 3 апреля 1860 года в слободе Воронцовка Воронежской губернии в семье зажиточных крестьян. Десять лет юноша трудился в монастыре на Новом Афоне близ Сухума, затем семь лет прожил на Святой горе. В 1917 – 1921 гг. отец Иосиф служил военным священником в Белой армии. Был трижды арестован ОГПУ, лишен избирательных прав. Возглавлял приход вплоть до 1936 года, когда церковь была закрыта. Но и после этого продолжал исполнять требы в домах у станичников. В 1938 году отец Иосиф был арестован. В обвинительном заключении сказано: «Вел активную контрреволюционную работу против выборов в Верховный Совет, сам не участвовал в выборах; проводил контрреволюционную клевету на советскую власть и ее руководителей; распространял слухи о скорой гибели колхозов; вел активную работу против мероприятий партии и правительства». Свою вину отец Иосиф не признал. Но этого и не требовалось. 6 мая 1938 года решением тройки УНКВД СССР по Орджоникидзевскому краю отец Иосиф был приговорен к расстрелу. Реабилитировали священника только в 1990 году.
В начале войны с Петропавловского храма сняли колокола, а потом разрушили и саму церковь. Из имущества уцелела лишь икона Святой Троицы. Прихожане продолжали молиться в доме Павла Овсова.
Отбывая наказание в Карагандинском лагере, отец Иоанн Семенов получил весточку из дома, узнал о печальной участи прихода и дал обет Богу, что если останется жив, построит новый храм.
В 1944 году священник вернулся из ссылки. К этому времени религиозная политика советской власти существенно изменилась. Был избран Патриарх, по всей стране стали открывать приходы. Отец Иоанн зарегистрировал церковную общину и с энтузиазмом принялся за восстановление Петропавловского храма. Уже в 1945 году ему удалось получить участок под строительство и начать строить церковь. Трудно представить, как это было сложно. Не было ни денег, ни стройматериалов. Строили её всем миром. Энтузиазм станичников не мог не вызвать обеспокоенности властей.
Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви в Ставропольском крае Н. Чудин так описывал православную жизнь в станице Зеленчукской в 1947 году: «Надо сказать, что религиозное движение в крае еще велико, и церковь имеет большое влияние на отсталые трудящиеся массы. Нам известно много фактов, когда молодежь под давлением родителей совершает венчание и крещение детей, когда верующие родители всеми тонкими способами стремятся приобщить детей к церкви. Имеются и такие факты, когда верующие, не считаясь ни с чем, даже в ущерб своему материальному благу помогают церкви. Например, в ст. Зеленчукской строится церковь. Там дважды собирались деньги по приходу, но все не хватает сил достроить. Священник объявил сбор леса. Понесли каждый по палке, а один участник Великой Отечественной войны, которому государство отпустило деньги и лес на строительство дома, отдал весь полученный лес на строительство церкви».
Когда Петропавловский храм был отстроен и возобновились богослужения, одна из сосланных с отцом Иоанном монахинь Акулина Кузьминична Захарченко служила в нём псаломщицей. Протоиерей Иоанн Семенов до самой кончины окормлял приход. Похоронен священник на кладбище рядом с храмом.
24 октября 2004 года старая церковь сгорела. Рядом с ней стараниями отца Петра Козыря уже строился новый, кирпичный храм. 12 июля 2007 года, в престольный праздник, новый Петропавловский храм был освящен епископом Ставропольским и Владикавказским Феофаном (Ашурковым).
Храм живет, здесь по-прежнему звучит Слово Божие, а выкованная в испытаниях вера неугасимым светочем освещает путь новому поколению пастырей и мирян.
______________________________________________________________________________
По материалам книги иерея А. Гурина, М. Осининой «Святые наших дней», Черкесск, 2019.
{{commentsCount}}
Комментариев нет