День республики № 22 от 18.02.2021

Наш брат Каншао

19 февраля в 13:44
152 просмотра

Сегодня исполняется 93 года выдающемуся организатору сельскохозяйственного производства, кавалеру орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», награжденному медалью «За трудовую доблесть» и имеющему около десятка других правительственных наград, Каншао Мурзабековичу АРАШУКОВУ (на снимке). Дата, разумеется, не круглая, но есть повод рассказать о его замечательном жизненном пути, который напрямую связан с развитием АПК и социальным развитием сельской местности Карачаево-Черкесии, приближающейся к своему 100-летию. И, наверное, в том, что К. Арашуков родился в год, когда создавался Хабезский район, 12 ноября 1928 года постановлением ВЦИК обретший свой статус, есть свой знак. Здесь всегда жили сильные духом люди, щедрые и радушные хозяева, отважные защитники Отечества, славные труженики земли: «Черкесы мы – сыны Кавказских гор, потомки нартов мы непобедимых! История не знала к нам пощады… Но через годы и века мы честь и совесть сохранили».

…Я знаю, что уже с утра в его гостеприимном доме в Хабезе раздаются телефонные звонки со всех концов республики, Ставрополья, Адыгеи и Кабардино-Балкарии, Ростовской области, и каждое приветствие начинается со слов: «Здравствуй, брат!» И пусть далеко не все – его родственники, для них он все равно брат. Такой уж человек Каншао Мурзабекович – ничего не может делать наполовину. Если дружить, то непременно брататься, если работать – то до седьмого пота, если полюбить – то на всю жизнь!

С Лидией Закерьяевной, верной спутницей жизни, свыше 60 лет прожито, а кажется, что совсем недавно умыкнул он ее из отчего дома рода Гогушевых. Ах, эта удивительная женщина, хранительница домашнего очага, мать его детей, бабушка 12 внуков и прабабушка 8 правнуков! Как сказал Расул Гамзатов, «нет вершин превыше матерей». Истинная горянка и образованная женщина, она всю жизнь стремилась вложить в души своих трех дочерей нежность, терпеливость, верность, умение сохранять уютным и светлым свой дом. Но она научила и тому, что женщине недостаточно только того света, что в домашнем окошке, и она сама должна нести в себе свет, за которым пойдет мужчина. А два сына – продолжение отца, рода, фамилии, и они ответственные за то, чтобы за род Арашуковых никогда не пришлось краснеть. Провидение не ошиблось: только Лидия Закерьяевна могла стать женой Каншао. Они вырастили замечательных и трудолюбивых детей. Аминат – кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права СКФУ, Шамиль, как и старшая сестра, имеет два высших образования, директор птицефабрики в Благодарненском районе Ставрополья, Кемал – начальник райгаза в Грачевском, Светлана с Фатимой – экономисты, проживают в Ставрополе.

…Свою трудовую деятельность Каншао Арашуков начал в 1943 году, после освобождения Карачаево-Черкесии от фашистских захватчиков, и было ему в ту пору 15 лет. Он хорошо помнил, как 19 января 1943 года, пытаясь остановить после освобождения Черкесска воинов 2-й гвардейской дивизии перед аулом Псаучье-Дахе, фашисты бросили в контратаки два батальона пехоты и 200 лыжников из своих отборных частей альпийской дивизии «Эдельвейс». Гитлеровцы были полностью уничтожены, но во время этого сражения погибло много и наших солдат. Они похоронены в братской могиле в Бавуко.

Сначала Каншао назначили заведующим избой-читальней Хабезского сельсовета, затем инспектором отдела культуры. Вместе с односельчанами он принимал активное участие в сборе денежных средств в помощь Красной Армии. На эти средства были приобретены боевой самолет, эшелон продуктов и одежды для защитников Сталинграда. Потом были учеба, служба в армии, работа в комсомоле и райкоме партии, где проявились его лидерские и профессиональные качества…

Молодость Каншао пришлась на удивительное время. Партия, комсомол были в крайнем возбуждении – жизнь перешла в фазу героической борьбы за все. За рост рядов комсомола, за научно-технический прогресс, за освоение целины, за кукурузу, против «религиозного сектантства и мракобесия», капитализма и империализма. Или мы их, или они нас. Идеологическая зашоренность и партийный диктат наглухо закрывали критический взгляд на положение дел в обществе. Но крестьянская сметливость и знание жизни с ее бедностью и неустроенностью села заставляли таких, как Каншао Арашуков, мыслить реалистично и действовать расчетливо, результативно. А иначе как бы он руководил таким крупным хозяйством, как совхоз «Хабезский», с 1952 года по 1996 год?

Каждый раз, в 90-е годы, наведываясь к нему в совхоз брать интервью, подмечала в Каншао черты характера незабвенного Героя Социалистического Труда председателя колхоза «Путь Ильича» Абубекира Дадымовича Аргунова: те же обязательность, искренняя любовь к земле.

– В совхоз «Хабезский», которым я руководил, входили кроме Хабеза аулы Жако, Али-Бердуковский, Инжич-Чукун, Эльбурган – считай, полрайона. И мне поначалу приходилось трудно, – с теплотой вспоминает К. Арашуков. – Но я ощущал надежное плечо Паты, как называли Аргунова и стар и млад. И во время подъема зяби, и в уборочную страду он пригонял свои тракторы и помогал нам. Как депутат Верховного Совета СССР добился через минхоз страны, чтобы мы получили молоковоз, бензовоз, автобус. И хотя мы соревновались, между нами никогда не пробегала даже тень соперничества. И когда наш совхоз награждали знаменами ЦК КПСС, Совета Министров, ВЦСПС, первым, кто меня поздравлял, был мой бесценный наставник и друг.

Очень часто мы подолгу задерживались у него в конторе, решая, как увеличить севооборот, внедрить новую технологию обработки почвы, а чаще – как найти лазейку, чтобы, образно говоря, «и овцы были целы, и волки сыты», т. е., обойдя установки, спущенные «сверху», выполнить план. Поэтому мы с Патой и менялись некоторыми площадями – в нашем совхозе лучше рос картофель, а в колхозе «Путь Ильича» – свекла, и мы пользовались этим обстоятельством. Так и шли по жизни – плечом к плечу…

Проблемы с кормами, запчастями, техникой решались оперативно – только, как говорится, свистни, и рядом оказывались проверенные друзья Каншао – директор совхоза «Эркин-Юртский» Джанибек Суюнов, руководитель «Ильичевского» Бештау Тохчуков, Махмуд Токов из «Карачаевского»…

– Золотые были времена, – с ностальгией говорит К. Арашуков. – Созидательные, а главное, мы жили, не разбирая национальностей. Просто жили, работали, заботились о благополучии народа…

За 37 лет работы руководителем совхоза К. Арашуков проявил себя как истинный созидатель: им были построены и введены в эксплуатацию животноводческие фермы и комплексы, клубы и детские сады, магазины и т. д. Поэтапно электрофицировались Али-Бердуковский, Жако, Эльбурган, Инжич-Чукун.

В 1988 году К. Арашуков без чьей-либо помощи занялся газификацией. Первоначально по проекту газ должны были провести в Хабезе через Зеюко к началу 1995 года. Но благодаря прозорливости Арашукова эта задача была решена намного раньше. Но чего это стоило – подготовка новой проектно-сметной документации газификации через Кардоникскую, согласование лимитов в Министерстве газовой промышленности СССР с помощью депутата Верховного Совета СССР, писателя Юрия Бондарева, встречи и переговоры в Ставропольском крайисполкоме и «Кавказтрансгазе»…

Заслуженный работник сельского хозяйства Карачаево-Черкесии, за развитие ученических производственных бригад в Хабезском районе К. Арашуков в давние годы был еще удостоен и звания отличника народного просвещения.

Скольким людям Арашуков помог стать ценными специалистами! В его бытность директором «Хабезского» с ним рядом трудились такие звезды урожаев и надоев, как кавалеры многих орденов и медалей Марьят Черкесова, Али Шехмурзов, Муритхан Ионова, Пата Дауров, Фуад Хапсироков. Работа в совхозе кипела не только благодаря его умелому руководству. Он имел много друзей и коллег по всему Северному Кавказу. К примеру, председатель колхоза имени XX партсъезда, Герой Социалистического Труда Павел Костенко из Ростовской области помог построить своему черкесскому другу коровник на 80 голов. Вдобавок еще и кормовозы со стогометателями «подкинул». И когда в 1997 году из жизни ушел Павел Федорович, Каншао переживал так, словно брата родного похоронил. Он всегда помнил наказ Паты: свято беречь дружбу с русским народом – добрым, открытым, щедрым.

Когда он оставил пост директора совхоза, ему предложили стать заместителем главы администрации Хабезского района. Не забывали об Арашукове и в Правительстве республики. Когда в марте 1998 года в Москве состоялась встреча первого Президента России со старейшинами Северного Кавказа, в состав делегации был включен и Арашуков. Может быть, ему и была уготована роль «свадебного генерала», да только и в столице Каншао проявил себя и без обиняков высказал на встрече с тогдашним вице-премьером Р. Абдулатиповым все, что на душе накипело за лихие 90-е. Арашуков категорически заявил, что продажа земли в условиях малоземелья Карачаево-Черкесии нереальна и немыслима. Попросил вице-премьера, чтобы нас оградили от СМИ, создающих одиозный образ «лиц кавказской национальности». Было бы лучше, если бы ТВ и пресса несли поддержку и вдохновение народам Кавказа. Отметил также, что с большой надеждой ждут реабилитации черкесский и абазинский народы, отправившиеся в изгнание в 19 веке.

Он часто ловил себя на мысли в нулевые годы, что соскучился по аграриям и хочет быть в гуще жизни сельхозпредприятий. И когда председатель республиканского профсоюза работников АПК Раиса Айбазова предложила Арашукову стать ее помощником, он с радостью согласился. Так патриарх сельского хозяйства КЧР встал на защиту интересов аграриев: помогал приобретать элитные семена, его практические советы начинающим фермерам стали настоящими уроками хозяйствования.

Он и сегодня живо интересуется состоянием дел в сельском хозяйстве республики:

– Радуют успехи руководителя КФХ Дартаньяна Асланукова из Али-Бердуковского, мне импонирует стиль работы руководителя «Кубани», дочери моего незабвенного друга Рамазана Айбазова, Марины Борлаковой, которая достойно продолжает дело отца. Радуют сады, которые зацветут по весне в республике, и в этом я вижу огромную заслугу Рашида Темрезова, инициатора разведения в КЧР садов интенсивного типа. Нам нужно, чтобы молодежь тяготела к сельскохозяйственным профессиям и вдохнула свежую струю в современный агропромышленный комплекс республики.

Он, удивительное дело, везде кажется своим. И в гуще простых людей, и среди бизнесменов, крупных чиновников, творческой интеллигенции никогда не боялся противоречить сильным, и это не про него, как у Галича: «А молчальники вышли в начальники, потому что молчание – золото».

Сердце Каншао Арашукова бьется в унисон эпохе. Только вот годы – как же вы безжалостно мчитесь. Впору крикнуть словами Высоцкого: «Ну, помедленнее, кони!» Хотя для своих лет Каншао Арашуков еще крепко сидит в седле.

С днем рождения, брат!

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях
100-летие образования КЧР биография воспоминания заслуженный работник сельского хозяйства КЧР Каншао Арашуков люди прикосновение к судьбе сельская местность сельское хозяйство судьба человека