День республики № 30-31 от 06.03.2021

«Все для тебя, дитя мое…»

10 марта в 10:40
17 просмотров

Центр развития детей-инвалидов в мкр. «Московский» г. Усть-Джегуты, студия Монтессори-педагогики в г. Черкесске для ребят с ментальными нарушениями; практически готовый к работе реабилитационный центр для детей с ДЦП в республиканской столице – все эти проекты год за годом воплощает в жизнь Карачаево-Черкесская региональная благотворительная общественная организация по социальной поддержке и защите детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья «Мой ангел» под чутким руководством Светланы Байрамкуловой.

А все началось с того, что старший ребенок Светланы Магомедовны получил родовую травму, вследствие чего был поставлен серьезный диагноз – детский церебральный паралич.

«Мы практически с самого рождения проходили очень много самых разных курсов реабилитации, – рассказывает Светлана Байрамкулова. – Более пяти лет ездили в Москву, Санкт-Петербург, Калугу. Были буквально везде. И вместе с тем жизнь продолжалась и семья увеличивалась. Стало тяжелее ездить. Да и реабилитация, как наглядно показало время, должна быть ежедневной, а не урывками, от поездки к поездке. Она должна быть стабильной. Постоянной.

Поэтому в феврале 2014 года у меня родилась мысль создать организацию, которая бы объединила родителей особенных детей, чтобы нам легче было сообща решать наши проблемы. И 15 апреля того же года была зарегистрирована общественная организация «Мой ангел».

Для того чтобы помочь нашим детям, мы привозили докторов из разных институтов. Помнится, в июне 14-го вместо сорока запланированных приезжие специалисты приняли восемьдесят детей! Организовывали мы и другие мероприятия. А в итоге в Усть-Джегуте мы открыли центр развития детей-инвалидов «Мой ангел».

Потом, уже в 2020 году, мы приняли участие в первом конкурсе Фонда президентских грантов. И победили с проектом «Детство – это важно», благодаря чему появилась студия Монтессори-педагогики для детей с ментальными нарушениями. В этой студии занятия для участников проекта проходят бесплатно. Проект направлен на использование педагогической системы Марии Монтессори, итальянского врача и педагога, как способа улучшения показателей интеллектуального и психологического состояния и социально-личностного развития детей с ментальными нарушениями».

Как рассказала Светлана Магомедовна, использование методики рекомендовано при гиперактивности ребенка, упрямстве, стеснительности, апатии, тревожности, отсутствии мотивации к самостоятельности. Занятия в студии проводит квалифицированный Монтессори-педагог. Разработанная обучающая программа рассчитана на 10 месяцев. Для ее реализации организовали 6 групп из детей в возрасте от 2,5 до 12 лет, имеющих ментальные нарушения. Групповым занятиям предшествуют индивидуальные встречи и занятия сначала ребенка с родителем и педагогом (не менее 2 занятий), затем ребенка и педагога (не менее 2 занятий). Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа для каждой из групп. Кроме того, в рамках проекта будут разработаны и размещены в открытом доступе методические рекомендации для родителей по организации Монтессори-среды дома.

Студия попутно решает и вопрос с трудоустройством. Шесть мам детей с ОВЗ прошли профессиональную переподготовку по основам педагогической системы Марии Монтессори.

Марина Дудник работает в Монтессори-студии практически с момента ее основания. Она как раз из тех мам, кто прошел переобучение. А предшествовала этому, как и в случае со Светланой Байрамкуловой, личная история борьбы за счастье своего ребенка.

«Я – мама ребенка с особенностями развития. У моей дочки Вики синдром Дауна, – рассказывает М. Дудник. – Я была из разряда тех самых родителей, что слишком опекают своих детей. А когда ребенок развивается еще и медленнее, чем остальные, то это гиперопека в квадрате. Довольно долго мне казалось, что так надо – везде помогать ребенку, оберегать от всего. Словом, минимум самостоятельности. Свое мнение я поменяла, только когда мы с Викой пошли в обычный детский сад. Вернее, нас туда сначала не взяли – не хватало навыков. Помню, воспитательница меня тогда спросила: «А почему вы не занимаетесь с ребенком?» Для меня это было как щелчок по носу… И я стала знакомиться с разными методиками. Больше других мне по душе пришлась методика Марии Монтессори. Я стала работать по ней с дочкой. И сейчас она уже ходит в садик вместе с другими детишками! Причем в обычный садик, а не коррекционный!

А потом я решила, что хочу помочь большему количеству детей. Я смогла выучиться работе по этой системе педагогики. И теперь учу и других деток и их мамочек, как давать маленькому человеку больше свободы и самостоятельности. Это может начинаться с малого: сам помыл руки, сам налил себе воды. Пусть и пролил воду мимо. Ты ребенку не навязываешь, что делать: как играть в кубики или складывать пирамидку. Ты можешь показать, но ребенок обязательно должен сам делать это упражнение. Только так его мозг запомнит это действие…»

Помимо Марины в студии работают и другие преподаватели. А руководит студией Екатерина Борисова.

«Три года назад я участвовала в социальном проекте, который предоставлял возможность многодетным мамам пройти обучение по Монтессори-педагогике в международном институте, – делится Е. Борисова. – Обучение в целом очень понравилось. Потом я стала думать, как применить эти знания. Я уже работала с особенными детьми, как говорится, была внутри этой среды. В итоге я и несколько мам решили попробовать создавать Монтессори-среду для детей с ограниченными возможностями здоровья, начинали буквально с одной комнаты. Довольно скоро стало очевидно, что нужно писать большой проект. И тогда некоммерческая организация «Мой ангел» поддержала нашу инициативу, и мы подали заявку в Фонд президентских грантов.

Реализацию проекта начинали с индивидуальных занятий, потому что Монтессори-педагогика – это нетрадиционная педагогика. И есть принципы, которые нужно донести до родителей, и в том случае, если они разделяют эти принципы, мы можем вместе работать на благо наших детей. С сентября начались групповые занятия. В нашем проекте участвуют 36 детей, для каждого разработана индивидуальная программа. Работают сейчас три педагога, которые постоянно повышают квалификацию и весной даже планируют пройти аттестацию.

Как мы можем понять, что методика работает? По наблюдению динамики развития ребенка. С самого начала мы всех родителей предупредили, что будем вести фото- и видеосъемку. И уже сейчас, по прошествии месяцев, мы сравниваем эти видео и обсуждаем с родителями результаты. А они, как говорится, очевидны. При этом у всех детей, у их родителей отмечается положительный эмоциональный фон. Раньше, к примеру, мама приводила ребенка в студию, и, когда уходила, ребенок переживал, искал маму, а сейчас он спокоен, доволен и счастлив от выполненной работы!

Самое главное – мы готовим детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизни. Это нужная и важная работа. Неслучайно к нам приводят детей, живущих в разных уголках республики. И в будущем мы бы хотели открыть такие студии ещё в нескольких населенных пунктах нашей республики».

Что ж, будем надеяться, что у проекта будет счастливое продолжение. А благотворительная организация «Мой ангел» продолжает свою работу, успешно реализуя год за годом все новые и новые проекты. Спросите, в чем секрет этого успеха? Уверена – в любви материнских сердец.

Т. ДЖИЛАВЯН
Поделиться
в соцсетях
благотворительная общественная организация "Мой ангел" благотворительность благотворительный проект дети с ограниченными возможностями здоровья КЧР микрорайон "Московский" НКО образовательная программа общественные организации педагоги Светлана Байрамкулова студия Монтессори-педагогики Усть-Джегута Центр развития детей-инвалидов Черкесск