Никто не забыт?
«Война не окончена, пока не похоронен последний солдат», – смысл этой крылатой фразы великого русского полководца А. Суворова многогранен. Можно сказать, что она закончится еще и тогда, когда в наших городах и селах на кладбищах у каждого ветерана будут стоять не покосившиеся от времени памятники с исчезающими данными о ветеране, а подобающие надгробия.
Близится победный май, а значит грядет и череда мероприятий в память об участниках Великой Отечественной войны. Мы будем посещать тех, кто еще жив, приводить в порядок памятники и мемориалы. Что плохого, скажете вы? Да, все это необходимо, только внимание нужно уделять всем погибшим в ВОВ, а не только похороненным в братских могилах, и делать это круглогодично, а не только по случаю памятных дат.
В городе Черкесске на старом кладбище похоронено более 300 солдат Великой Отечественной. Монумент выполнен из гранита, на нем – длинные списки фамилий… Уборка братской могилы проводится школьниками, общественными организациями, как говорится – никто не забыт и ничто не забыто.
Кладбище прекратило работу в конце 60-х годов прошлого века, но если пройтись по его территории, можно увидеть еще много отдельных солдатских надгробий, установленных в послевоенное время. Полуразрушенные памятники без фамильных табличек, без должного ухода. В данном случае «вандалом» стало само время, неумолимо стирающее из нашей памяти данные о воинах-героях, а значит, и об их подвигах.
Все эти надгробия устанавливались родственниками ветеранов, ибо не положены были затраты на надгробия в советский период. В современных реалиях надгробный памятник за счёт государства устанавливается только ветеранам войны, умершим после 12 июня 1990 года, и то должна быть пройдена непростая бюрократическая процедура (сбор справок, удостоверений и проч.). Да и не все в глубинке знают, как это можно сделать, вот и получается, что два фронтовика воевали бок о бок, но умерли в разное время, в итоге места их захоронений оформлены по-разному. Кому-то жить в нашей памяти долгий срок, а про кого-то мы уже позабыли. Отсюда масса обращений родственников ветеранов по данному вопросу – в общественные организации, муниципалитеты, к Президенту России Владимиру Путину.
Так, летом 2019 года во время прямой линии Президенту был задан вопрос от племянницы ветерана Великой Отечественной войны Якова Королёва, ушедшего из жизни в 1968 году, о несправедливом отношении к увековечиванию памяти участников войны. В этом случае все закончилось благополучно – члены общества «Двуглавый Орёл» в КЧР согласились с доводами о несправедливом отношении к памяти участника войны, и организация взяла на себя расходы по изготовлению и установке надгробного памятника Я. М. Королёву. В итоге на могиле ветерана в селе Курджиново в 2020 году был установлен памятник.
Общественникам нашей страны данная проблема близка, и они, как могут, помогают в увековечивании памяти участников ВОВ. Кому-то можно помочь юридически, например, проконсультировать родственников, ведь далеко не все граждане знают о возможности компенсации затрат на установку надгробия или не понимают, кому положена компенсация, кому – нет. Иные граждане сталкиваются с бюрократическими проволочками в военных комиссариатах и государственных учреждениях при попытке собрать необходимые документы. Таким людям общественники тоже помогают. Но что делать с теми ветеранами, кому просто не удалось умереть «вовремя»?
Ответ очевиден – конечно, необходимо уравнять в правах всех ветеранов Великой Отечественной войны, вне зависимости от даты смерти. Данный вопрос необходимо урегулировать законодательно на государственном уровне. Он уже рассматривался депутатами Государственной Думы, но, увы, нашлись противники инициативы «равноправия» покойных героев. Было озвучено, что бюджет не готов к такому бремени, не урегулирован механизм получения возможной компенсации за надгробие и прочие отговорки. Закончить хочу простым вопросом, этично ли говорить о бюджете, когда дело касается памяти тех, благодаря кому мы живем?
{{commentsCount}}
Комментариев нет