Обратная сторона земли
Со времени моего первого визита в США, который состоялся в апреле 1991 г., прошло уже ровно 30 лет. Однако, несмотря на столь большой срок, многие эпизоды знакомства с этой страной оказались столь яркими, что не стёрлись в памяти и по сей день. Эта поездка имела статус научной командировки, и для меня она была несколько неожиданной.
Дело в том, что в начале 90-х происходил весьма интенсивный обмен визитами различных делегаций и групп по межгосударственной программе т. н. народной дипломатии – «People to People», т.е. «Люди к людям». В рамках этой программы в 1990 г. Специальная астрофизическая обсерватория АН СССР принимала группу американских учащихся старших классов одной из школ, расположенной в г. Плимуте (штат Массачусетс). Для нас этот визит был интересен во всех отношениях. Нашими гостями были люди совершенно другого мировоззрения, других жизненных установок и особенно – незнакомых нам стандартов поведения, мягко говоря, далёких от наших представлений о культуре. Для американцев знакомство с нашей страной и с нашей обсерваторией также было интересным и во многом неожиданным. В ходе этих контактов я принимал участие в организации экскурсий, акций культурного обмена и однажды познакомил гостей с коллекцией своих художественных чёрно-белых фотографий. Руководитель американской группы Рассел Блейк заинтересовался ими и предложил организовать выставку этих работ в США. Уже в начале 1991 г. он прислал официальное приглашение, а 1 апреля я прибыл в Плимут, небольшой город на побережье Атлантического океана. Очерки, которые будут здесь опубликованы, – это не полное документальное описание всего визита, а лишь наиболее запомнившиеся и важные впечатления (может быть – субъективные), которые могут заинтересовать в том числе искушённого и, возможно, побывавшего в этих же местах читателя.
«Мэйфлауэр» и Плимут-рок
Как известно, США – это страна переселенцев. И ныне всех, кто впервые прибывает из-за океана в Плимут, обязательно стараются привести в Мемориальный центр и показать памятное место – Плимут-Рок – скалу, к которой в 1620 г. якобы причалил первый корабль «Мэйфлауэр» («Майский цветок», т.е. боярышник) с первыми английскими переселенцами-пилигримами. Пилигримами называли себя члены радикальной пуританской общины, основанной в 1607 году. Они стремились достичь полной независимости от Церкви и английской короны. Пуританство – это религиозное и социальное движение, которое возникло в Англии XVI века как оппозиция католическим традициям в англиканской церкви. Пуританские общины считали все формы развлечений и удовольствий аморальными и осуждаемыми, восхваляли молитву, тяжелый труд и независимое изучение Библии. Пуритане подвергались в Англии репрессиям, поэтому искали новых, удалённых от власти короля мест проживания. В конце концов, король Яков разрешил им поселение в Новом Свете.
По американской традиции прибытие к берегам Америки «Мэйфлауэра» считается началом английской колонизации в Новом Свете, хотя это совсем не так. На самом деле первые поселенцы прибыли в Америку раньше, а точнее – в 1607 году, и обосновались они намного южнее – в Вирджинии. Их городок носил имя Джеймстаун – в честь короля Якова. Город процветал за счет плантаций табака, того самого, виргинского, и к 1620 году насчитывал уже 1000 жителей. Но гораздо позже, в XIX веке, случилась всем известная война между Севером и Югом, в которой южане потерпели полное поражение. Как известно, историю пишут победители. Вот и решили победители, что Америка начиналась с Плимута, «позабыв» про тех, кто на самом деле был первым! Как видим, переписывание истории из политических соображений – давняя и устойчивая американская традиция…
Надо сказать, что корабль пилигримов «Мэйфлауэр» был мало пригоден для плавания через океан. Это был небольшой торговый галеон всего на 180 т водоизмещения, который ранее использовался как коммерческое судно для плавания между портами Англии, Голландии, Франции и Норвегии. Утром 16 сентября 1620 года этот корабль, возглавляемый капитаном Кристофером Джонсом, вышел из английского порта Саутгемптон в направлении Нового Света. На его борту находились 102 человека. Из переселенцев – 41 взрослый мужчина, 19 женщин и 14 детей, ещё 30 человек – члены команды, а кроме них – вольнонаемные рабочие для нужд будущей колонии и слуги. Были даже две собаки… На судне также размещалось большое количество припасов, инструментов и сельскохозяйственных животных.
Это было отчаянное и рискованное путешествие, поскольку почти все предыдущие попытки колонизации не удавались. Но, несмотря на всё это, пилигримы были уверены, что Бог поможет им в их замыслах. В пути через Атлантический океан «Мэйфлауэр» провел 66 дней. Высокие волны разрушали непрочную конструкцию корабля, а вода, проникающая под палубу, портила продукты питания. Людям на борту судна пришлось вынести немало невзгод – их мучили морская болезнь, плохая пища, антисанитарные условия, большая скученность. За время путешествия на судне погибло 2 человека (что на самом деле очень мало для морских плаваний того времени) и родился один, которого назвали Оушеном (Океан).
До наших дней корабль, разумеется, не сохранился. После возвращения в Англию он был разобран на древесину, но полноразмерная точная копия корабля «Мэйфлауэр» была создана под названием «Mayflower II», и с 1957 года он пришвартован в Плимутской бухте как музейный экспонат. Правды ради, могу сказать, что, на мой взгляд, он не показался таким уж маленьким. Ежегодно «Мэйфлауэр II» посещают десятки тысяч туристов.
Теперь о мемориале «Плимут-Рок». Дословный перевод – «Плимутская скала» – не даёт правильного представления об этом объекте, это на самом деле не очень крупный валун внутри стальной ограды. Об этом историческом артефакте местные экскурсоводы говорят с откровенной иронией. Вот краткий пересказ одного из экскурсионных пояснений: «Говорят, что это – первый камень, на который ступила нога переселенца… Но дело в том, что на побережье в районе Плимута на многие мили вообще нет камней – здесь пологий песчаный берег. Трудно представить, что измученные голодом и штормами люди, имея на борту двух умерших, высадились на сушу и озаботились не проблемами выживания, а бросились искать камень, на который надо «поставить ногу» при сходе с корабля». Ещё более удивительно отношение к мемориалу у американских экскурсантов: большинство новых посетителей «скалы» выражает недовольство ее маленьким размером. «Как может такой монументальный артефакт в истории великой Америки быть таким маленьким? Неужели не могли найти по-крупнее?»
Приглядевшись внимательнее, замечаю, что камень состоит из двух частей, и говорю об этом экскурсоводу. Он объясняет, что жители Плимута в 1774 году решили сохранить символическую «скалу» и для этого попытались отвезти её в центр города. Но, когда группа волов попыталась сдвинуть её с места, «скала» раскололась пополам, только верхняя её часть покинула набережную и достигла городской площади. В 1834 году эта часть скалы была перемещена в музей и огорожена железным забором. Что касается оставшейся половины, то её приобрело в 1859 году Общество пилигримов – потомков первопоселенцев. А в 1867 году на набережной было построено сооружение с кровлей для её размещения. К сожалению, из-за некачественной планировки его размеры были недостаточны, чтобы вместить весь камень, поэтому несколько кусков были отколоты и проданы в качестве сувениров. Наконец, в 1880 году верхняя часть «Плимутской скалы» была объединена с нижней частью с помощью цемента, и число «1620» – дата прибытия пилигримов в Плимут – навсегда высечено в камне. А в 1921 году, во время празднования 300-летия Плимута, Плимут-Рок был в последний раз перемещен – в новый монумент с колоннами из серого гранита, где находится и по сей день.
Вообще-то американцы относятся к памятникам истории довольно трепетно, сохраняя всё, что можно – вплоть до старых паровозов, велосипедов и моделей одежды. Но сегодня мы видим, что там же с лёгкостью и бездумно уничтожаются памятники и всё то, что не вписывается в современные нормы «толерантности»… Не придёт ли кому-нибудь в голову мысль о том, что прибытие «Мэйфлауэра» и высадка пилигримов – это начало рабовладельчества и уничтожения индейцев, а значит, и макет корабля, и Плимут-Рок должны быть уничтожены?! Не хотелось бы такого исхода событий…
Ведь на самом деле первые переселенцы из Англии занялись, прежде всего, созиданием. Но об этом – в следующем очерке.
{{commentsCount}}
Комментариев нет