Имя, ставшее легендой
Исполнилось 105 лет со дня рождения Героя Социалистического Труда, депутата Верховного Совета СССР двух созывов, кавалера орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», Отечественной войны II степени, бывшего председателя колхоза «Путь Ильича» Хабезского района Абубекира АРГУНОВА (на снимке). Человек-эпоха, вместивший в свою судьбу грандиозные события XX века, он был поистине солью земли. «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною?» – говорится в Священном писании. Как выразился член Союза писателей России Александр Мосиенко об Абубекире Дадымовиче: «Пройти свой земной путь, чтобы наполниться жизнью, как зерно наполняется питательным соком, и затем отойти, «яко колос ко снопу», родив и воспитав детей и внуков, поминаемых добрым словом, геройски защищать Родину на полях сражений, дать многим землякам пропитание, то, что у черкесов называется «псапэ»(благодеяние) – таков был жизненный подвиг великого труженика и патриота. Его имя навеки вошло в историю Карачаево-Черкесии, которой он беззаветно служил…»
Он родился в ауле Зеюко 12 мая 1916 года в многодетной семье Дадыма и Гашагаги Аргуновых, где был четвертым ребенком, и за ним следовали еще четверо. Старшие дети с малых лет помогали родителям. Беда пришла неожиданно – скоропостижно скончалась супруга Дадыма, озарявшая светом любви и теплоты семейный очаг. К этому времени Абубекиру исполнилось восемь лет, и он уже справлялся с обязанностями подпаска, выгоняя овец на дальние пастбища. А когда в ауле при мечети открылась частная школа, где детей обучали чтению и письму на арабском и русском языках, юный пастушок стал прилежным учеником. Потом была другая, уже государственная четырехклассная школа. Впоследствии Абубекир получал образование лишь на различных краткосрочных курсах для специалистов сельского хозяйства. И все же, не имея фундаментального образования, он был академиком земли, и ему на подмогу приходили природная смекалка и врождённая мудрость.
Юность Аргунова совпала с периодом коллективизации. Свой трудовой путь он начинал учетчиком в комсомольско-молодежной бригаде вновь образованного колхоза. Но должность учетчика не освобождала его от полевых и прочих сельхозработ, и он подавал пример ровесникам в ратном труде.
Массовые репрессии 30-х годов не обошли стороной и род Аргуновых. По надуманному обвинению в антисоветской деятельности был арестован и расстрелян любимый дядя Абубекира, брат отца Кагир. Это он впервые посадил племянника на коня, когда тому было 4 года, а потом брал с собой на альпийские луга. А ещё Кагир Яхьяевич обладал большими организаторскими способностями, благодаря которым добился четкой планировки будущего аула Кош-Хабль, который был составлен из части населения соседнего Зеюко. Он прошел две кровопролитные войны, но злые наветы стали причиной гибели в мирное время. Наверное, именно тогда, потрясенный такой несправедливостью, Абубекир мысленно дал себе зарок – всегда поступать по справедливости, быть защитником правды и чутко относиться к людям.
Война застала его в армии, когда он, отслужив, уже собирался домой. Артиллерийская батарея, в которой служил Аргунов, встретила врага на западной границе с Румынией. Первый свой боевой выстрел из 152-го миллиметрового орудия наводчик Аргунов сделает на противоположный берег реки Прут, где дислоцировался взвод фашистов. Впоследствии он проявил себя инициативным и стойким бойцом, и в отражении вражеских атак пулемётный расчет Аргунова всегда был в авангарде. А во время массированного наступления немецко-румынских войск на Одессу он получил тяжелейшее осколочное ранение. Более трех месяцев пришлось лечиться в госпитале.
Однажды в его палату вошли командир полка и офицер из штаба дивизии:
– Кто из вас младший сержант Аргунов?
– Я – Аргунов, но рядовой…
Полковник, крепко обняв его, поправил:
– Ты уже младший сержант и награжден медалью «За отвагу».
С этими словами он прикрепил и лычку полученного звания, и боевую награду к его гимнастёрке, которая висела рядом, на спинке стула.
… Он вернулся в родной аул в 1943 году. Дома его ждали разруха, голод, запустение. Все мужчины были на фронте. Перед Абубекиром встала непосильная задача – поставить на ноги колхоз.
Первая посевная проходила без техники. Общая картина первого сева была такова: корова, запряженная в плуг, за ним – женщина или мальчишка – подросток, старик с мешком семян, собранных с миру по горстке… Все мужчины трёх аулов объединённого колхоза – Кош-Хабля, Зеюко, Малого Зеленчука, а это 646 фронтовиков, воевали, свыше 330 земляков навсегда остались в братских могилах.
Еще тогда Аргунова стали уважительно и ласково называть домашним именем Пата (родной, мой дорогой) – так называла его мать. И это стало высшим проявлением доверия и надежды со стороны земляков: Пата поможет, он все поймет и правильно рассудит. И это доверие, а вместе с тем ответственность за колхозников заставляли его не покладая рук работать от зари до зари. Он знал: дрогнешь, расслабишься и рассыплются доверившиеся ему жизни, как рассыпается дом, лишенный фундамента. Он постоянно старался внушать крестьянам, что земля без удобрения – пустельга, и не было года за все 45 лет его руководства колхозом «Путь Ильича», чтобы поля не удобрялись. Когда же удобрений не хватало, сам лично ходил по дворам и проверял…курятники, чтобы потом реквизировать птичий помет для колхозных полей. И не одна его задумка не оставалась нереализованной. Умел он увлечь и мобилизовать людей. И когда в конце 40-х годов Пата задумал построить колхозную ГЭС на реке Малый Зеленчук, его поддержали все. А в активе его начинания были уже вернувшиеся с войны фронтовики. После работы в поле колхозники дружно шли рыть траншеи для будущей ГЭС. Строительство возглавил приглашенный Патой из Воронежа инженер Иван Гаранин. Вместе с ним приехал электрик Николай Соломатин. После завершения строительства они еще долго жили в Кош-Хабле, и народ душевно относился к ним.
В 50-м году благодаря новой ГЭС все аулы Хабезского района были электрифицированы, в 60-м появился водопровод, в 70-м – природный газ. Колхозом «Путь Ильича» были построены три типовых школы, три детских сада, три Дома культуры, три бани. Большое внимание как депутат Верховного Совета СССР Абубекир Дадымович уделял созданию производственной инфраструктуры на высокогорных альпийских пастбищах для наибольшего вовлечения в сельхозоборот: здесь строились дороги, маслосырзаводы, водопроводная сеть, подводилось электроснабжение. У Паты учились хозяйствованию знатные руководители колхозов и совхозов: Б. Володин, К. Арашуков. Р. Айбазов, Б. Тохчуков, А. Михайлиди, С. Бесленеев и другие.
Карачаевцы всегда будут помнить корректность и внимание Абубекира Аргунова при обустройстве после их возвращения на родину в 1957 году из мест депортации. Нынешнее поколение, быть может, и не знает, что аул Ильич Зеленчукского района возник при содействии А. Аргунова. В своё время эти плодородные земли – прирезки принадлежали колхозу «Путь Ильича». Аргунов без колебания отдал эти земли, чтобы карачаевцы начали здесь новую жизнь.
Щедрое, беспокойное сердце Паты вмещало в себя, казалось, все людские проблемы, радости и печали. Он, к примеру, всегда знал, в какой больнице лежит его колхозник или специалист, и обязательно их навещал, помнил, какой семье необходима материальная помощь.
К 70-м годам колхоз «Путь Ильича» стал настоящей фабрикой зерна, мяса, молока, овощей. А как выросли люди! Высокими урожаями колхоз прославили кавалеры орденов Ленина: Кулиц Папшуова, Марьян Абидокова, Таибат Абидокова, доярка Цуца Сакиева, орден Трудового Красного Знамени получили Ибрагим Кантимиров, Фатимат Кенчешаова, Мадина Отарова и другие.
…Мне посчастливилось познакомиться с Патой в конце 90-х в одной из командировок в Хабезский район. И уже после нескольких встреч, оставивших в душе светлый след, я уже считала его родным человеком. К этому времени он уже отошел от дел, но тоска по родным полям, аромату свежескошенного сена, пряному запаху силоса и только что собранных овощей звала его туда, где он хозяйствовал почти всю свою сознательную жизнь. И мне навсегда врезались в память наказы Паты у кромки поля, куда мы однажды с ним выехали.
«Мы, черкесы, издавна гордились своим куначеством с русским народом. На фронте я бок о бок воевал рядом с русскими ребятами, видел их героизм и самопожертвование. Русские специалисты помогали мне поднимать колхоз после военной разрухи. И я наказываю своим землякам беречь, ценить и уважать русского человека», – говорил взволнованно мне Пата, глядя на зеленеющую ниву.
А еще я услышала от Абубекира Дадымовича: «Бесхоз – вот причина потерь сельского хозяйства. Необрабатываемое поле зарастает сначала лебедой, потом кустарником. Бесхоз сжигает человеческий труд. Повернитесь лицом к земле, молодые!»
Мы проговорили тогда целый час, в течение которого я совершенно забыла, что веду разговор уже с тяжелобольным человеком. Но все же в один момент едва сдержала слезы, когда услышала: «Передай, дочка, привет от Паты всем, кто меня знает. Особый привет – ребятам из Карачаевска и Теберды: Рамазану Койчуеву, Юсуфу Чеккуеву, Ачею Динаеву, Джаппару Салпагарову, Ибрагиму Карасалихову… Они – отличные хозяйственники и руководители. Скажи, Пата им велел не сдавать позиций.»
Я понимала, почему он так говорил, он уходил… Как же повезло тем, кто его знал. Люди становятся чище и благороднее, когда соприкасаются с человеком, ставшим живой легендой, совестью народа и его гордостью.
{{commentsCount}}
Комментариев нет