День республики № 79 от 01.06.2021

Об аренде земель

2 июня в 13:31
9 просмотров

Аренда на сегодняшний день – один из самых распространенных способов владения земельными участками. Все тонкости сдачи земли в аренду прописаны в Земельном кодексе, но очень часто эта тема пересекается с антимонопольным законодательством. Подробней об этом рассказывает начальник отдела защиты конкуренции и контроля органов власти УФАС по КЧР Солтан КУМРАТОВ.

– Как давно пересматривался вопрос аренды земель в Земельном кодексе?

– В 2014 году в Земельный кодекс РФ были внесены изменения, согласно которым предусмотрено предоставление на торгах земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, за исключением закрытого перечня случаев. Одновременно был введен и блок новых норм, регулирующих вопросы предоставления таких земельных участков.

– Каким образом вопросы земельной аренды попадают в сферу действия антимонопольного законодательства?

– В соответствии с Гражданским кодексом России торги – это особый способ заключения договора, когда он заключается с лицом, предложившим наиболее высокую цену или лучшие условия исполнения договора. Таким образом, процедура проведения торгов основана на состязательности хозяйствующих субъектов и кроме специальных отраслевых норм земельные правоотношения также попадают в сферу регулирования Федерального закона от № 135 «О защите конкуренции». Речь идет о необходимости соблюдения органами власти запрета на осуществление действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

– Из общего числа обращений в ваше управление много ли жалоб по нарушению прав при предоставлении в аренду земельных участков?

– Мы регулярно сталкиваемся с нарушениями прав хозяйствующих субъектов со стороны органов власти при выделении земельных участков. И надо сказать, что это приводит к исключительно негативным последствиям: земля распределяется с нарушением правил справедливой конкуренции, по избирательному принципу, либо вовсе остается без хозяина и простаивает, что исключает возможность ее эффективного использования.

– Наиболее часто встречающиеся нарушения в этой сфере, какие они?

 – Чаще всего при выделении земельных участков в аренду органами власти создаются дискриминационные условия путем применения разных коэффициентов при расчете суммы аренды за один и тот же вид разрешенного использования земель. Также – установление разных сроков аренды одинаковых земельных участков, необоснованные отказы в предоставлении земельных участков и т. п. Допускаются нарушения и при проведении земельных аукционов. Здесь часто фигурируют необоснованное отклонение заявок, ограничение доступа к информации о существенных характеристиках предмета аукциона и ограничение доступа на само участие в открытом аукционе.

– Значит, если в подобных случаях чьи-то права были нарушены действиями органов власти, можно обратиться с заявлением в УФАС по КЧР?

– Да, конечно. Для этого нужно письменно или в электронном виде подать жалобу в антимонопольный орган в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Жалоба подписывается заявителем или его представителем. Если жалоба подается в электронной форме, должна быть электронная цифровая подпись.

– В каких случаях подобные обращения или жалобы рассматриваются антимонопольной службой?

– При рассмотрении антимонопольным органом заявлений о признаках нарушения антимонопольного законодательства разрешению подлежат вопросы равного доступа к использованию земли, реализации имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.

– Есть ли ограничения в сроках для подачи жалобы в антимонопольный орган?

– Направление жалоб в антимонопольный орган, в соответствии со ст. 18.1 Закона «О защите конкуренции» допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов. Если заключение договора не осуществлено по результатам таких торгов или в случае признания их несостоявшимися, обжалование действий допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов.

– Какова дальнейшая процедура в отношении принятой к рассмотрению жалобы?

 – Если жалоба соответствует установленным требованиям, в течение трех рабочих дней сторонам направляется уведомление о ее поступлении, в котором также содержится требование о приостановлении торгов и (или) заключения договора аренды до рассмотрения жалобы по существу. Сама жалоба рассматривается в течение семи рабочих дней, за исключением тех случаев, когда возникает необходимость в сборе дополнительной информации и документов. Тогда срок рассмотрения жалобы может быть продлен еще на 7 рабочих дней. Если указанные в жалобе нарушения подтвердятся, аукцион может быть аннулирован либо в адрес организатора будет выдано предписание об устранении нарушения.

– Какие сроки предусмотрены для обжалования вынесенного решения?

– Решения (предписания) территориального органа, принятого в порядке статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», не подлежат пересмотру в досудебном порядке. Таким образом, в случае несогласия с ним ответчик вправе обратиться в суд.

– Что вы можете посоветовать участникам и организаторам аукционов по сдаче земель в аренду?

– Наверное, более внимательно относиться к требованиям законодательства, чтобы процедура организации или участия в торгах была удобным способом передачи земель в надежные руки, а не завершалась разбирательством в антимонопольной службе.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях
Актуально антимонопольное законодательство аренда земельных участков закон "О защите конкуренции" земельное законодательство земельные участки Земельный кодекс интервью нарушение антимонопольного законодательства нарушение прав нарушения закона Солтан Кумратов УФАС России по КЧР