День республики № 92 от 24.06.2021

А нужен ли нам SWIFT?

25 июня в 14:02
3 просмотра

В последние дни активно обсуждается вопрос попыток вовлечения в так называемую «санкционную спираль» системы передачи финансовых сообщений SWIFT. Напомним, сама SWIFT не является платежной системой, это система, которая передаёт информацию для межбанковских расчетов (платежные поручения) и ее отключение приведет к значительным потерям в области финансовых потоков.

Свое экспертное мнение по данному вопросу высказал заведующий кафедрой государственного муниципального управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Мурат МАМБЕТОВ:

– По сути, нас отодвигают от международных торговых сделок и от возможности привлечения иностранных инвестиций. Получается, что мы не сможем оплатить товары, купленные за границей или получить деньги за уже поставленную продукцию (нефть, газ, металл и т.д.), даже если у нас есть деньги на счетах в иностранных банках, к ним просто не будет прямого доступа. Конечно, в основном, под ударом окажутся крупные предприятия и банки, но это скажется на экономике страны в целом (не будем забывать об основных источниках пополнения бюджета), что неизбежно отразится на рядовых гражданах.

Представители Министерства иностранных дел и Центробанка уже сделали ряд заявлений по этому поводу, считают, что такой сценарий маловероятен, ссылаясь на заявления представителей SWIFT о том, что они являются частной компанией, не поддерживают санкций и намерены продолжать работу в России. Все эти заявления излишне оптимистичны. Штаб-квартира системы SWIFT находится в Бельгии, зарегистрирована по бельгийским законам и вынуждена выполнять решения, подтвержденные правительством страны ее местонахождения. И если на уровне Евросоюза соответствующее решение будет принято, то даже частная компания будет обязана его исполнить.

Такие прецеденты уже были, в 2012 году система SWIFT объявила о том, что прекращает оказание услуг связи финансовых институтов Ирана (включая Центробанк Ирана), которые подпадают под санкции Евросоюза. Незадолго до этого банковский комитет Сената США единогласно утвердил санкции в отношении SWIFT с целью давления на эту систему, чтобы она обрезала связи с попавшими под санкции иранскими банками. То есть, фактически, частную компанию вынудили поддержать санкции, и нет гарантии, что это не произойдёт снова. Отключение Ирана от системы SWIFT ограничило проведение сделок по купле-продаже нефти, основного иранского торгового актива, что привело к резкому снижению доходов от экспорта «чёрного золота» и, как следствие, падению курса национальной валюты.

В Центробанке говорят о том, что с начала введения санкций в 2014 году много спекулировали по поводу SWIFT, а потом перекинулись на карты (Visa, Mastercard), но эту проблему быстро решили, создав собственную национальную платежную систему МИР, и если нас отключат от SWIFT, мы перейдем на собственную систему передачи финансовых сообщений (СПФП, или SPFC).

Но, во-первых, как вообще могла сложиться ситуация, при которой мы оказываемся не готовы к такому развитию событий и экстренно латаем дыры? Ведь всегда было понятно, что так называемые «западные партнеры» для нас – не друзья, и вряд ли когда-нибудь ими станут. И в условиях внешнего давления, которое всегда в той или иной мере было, создание собственных финансово-платежных систем, это вопрос экономической безопасности государства. Тем более, что наши ближайшие соседи, Белоруссия и Казахстан, свои национальные платежные системы создали еще в середине 90-х, а мы только после введения санкций в 2014.

А во-вторых, система SWIFT обеспечивает передачу финансовой информации на международном уровне и в неё входят около 200 стран участников, и переход на систему СПФП, которая обеспечивает внутрироссийский трафик передачи финансовых сообщений, проблемы не решит.

В своё время Иран, столкнувшись с этой проблемой, для международных расчетов, стал использовать подставные компании, а также бартерную торговлю и перевозку денег наличными через границу. Но этот путь, как вы понимаете, для нас неприемлем, да и объемы наших сделок несопоставимо больше. В теории, конечно, можно создать собственную международную систему передачи банковской информации, но на это уйдут годы и огромное количество денег, ни того, ни другого у нас нет. Поэтому, вероятно единственной возможностью является попытка интегрировать российскую платежную систему в международную через платежные системы стран-посредников.

Будем надеяться, что будет достигнуто понимание, что от таких мер в равной степени страдают все игроки на рынке – как российские компании, так и их партнеры за рубежом.

Армида КИШМАХОВА
Поделиться
в соцсетях
мнение Мнение эксперта Мурат Мамбетов платежная система "МИР" санкции Северо-Кавказский институт РАНХиГС система SWIFT финансовые услуги финансовый рынок финансы