День республики № 101-102 от 10.07.2021

Батюшка

13 июля в 15:54
6 просмотров

Каждый раз, когда я приезжаю в станицу Зеленчукскую, мой путь с автовокзала проходит мимо храма святых первоапостолов Петра и Павла. Здесь, за церковной оградой, рядом с могилой супруги – матушки Татьяны, покоится прах участника Великой Отечественной войны, митрофорного протоиерея Петра Козыря, долгое время служившего настоятелем храма. И по зову души, когда чувствую, что мне это необходимо, не премину подойти к этому святому месту, чтобы поклониться их светлой памяти. И вспомнятся мне наши беседы и встречи с батюшкой – в храме ли, после торжественного молебна, или на светских мероприятиях. В конце 90-х, когда общество повернулось лицом к религии и средства массовой информации крупным планом стали высвечивать образы духовных пастырей, журналистам моего поколения, прошедшим через атеистическое воспитание в школе, основы научного атеизма в вузах, приходилось на ходу разбираться с религиозными постулатами. У меня также возникало немало вопросов к священнослужителям, и лучшим моим консультантом являлся отец Пётр. И беседы с ним, подкреплённые выдержками из Священного Писания, действовали успокаивающе, очищали от пессимизма и вселяли надежду. Ведь, по большому счёту, все мы – рабы толпы, мифа, тщеславия, чванства и спасительной лжи. Быть конформистами и плыть по течению легче и проще. Поэтому успокоительное и очищающее слово авторитетного, праведного духовника – необходимый бальзам в переломные моменты жизни… А жизненный путь фронтовика, подвижника и патриота Петра Козыря служил примером честной, праведной жизни.

…Родился Пётр Павлович в 1926 году в селе Благодатном, что на Ставрополье, в многодетной семье. После окончания семилетки работал в колхозе. Когда началась война, на фронт ушли его братья Иван, Михаил, Алексей. Отец, Павел Александрович, чабановал. Когда немец стал приближаться к их селу, он получил задание райкома партии гнать отары овец в сальские степи под Элисту. Узнав по дороге, что спасти овец не успеет (враг неумолимо шёл по пятам), он раздал баранов людям под расписку, что вернут обратно. И после того как немцы отступили от Ставрополья, Павел Козырь собрал-таки своё стадо, недосчитавшись лишь десятка голов. Этот эпизод его сын запомнил на всю жизнь, а в его сознание крепко вошло убеждение, что народ в основном у нас хороший, совестливый, богобоязненный…

На фронт Пётр Козырь попал семнадцатилетним парнишкой в 1943 году. К этому времени уже пришла «похоронка» на брата Алексея, которого, как он писал домой в редких письмах, представили к высокой награде за несколько уничтоженных вражеских танков. Лёшку среди братьев Пётр выделял особо. Он был всего на два года старше, и они вели себя как погодки, соревнуясь в играх, школьных успехах… Да только затерялась на дорогах жестокой войны та награда, и сколько потом запросов ни делал в военные архивы Пётр, так ничего и не добился.

Он попал в зенитные войска. Особенно ему было памятно первое боевое крещение, когда зенитчикам поручили охранять мост через Кубань под Кропоткиным. Пётр управлял орудием 85-го калибра в 1575-м артиллерийском полку. Мост тот имел большое стратегическое значение, потому что через него поступали продукты питания и горючее нашим войскам. Задание было опасным и трудным, но полк с задачей справился. Потом их перебросили в Крым, местечко Джанкой. Здесь шли ожесточённые сражения, и кровью наших и вражеских солдат была пропитана каждая пядь земли, а переправа через Сиваш, отделяющий Крымский полуостров от материка, была буквально выложена трупами воинов…

«Почти всем моим однополчанам исполнилось 17-18 лет, когда началась война, – вспоминал отец Пётр, – но мальчики эти, не имея жизненного опыта, накопили огромный опыт духовный. На фронте и рядовой, и офицер раскрывались как личность чрезвычайно быстро и полно. Чтобы узнать, скажем, нового командира орудия, не обязательно было съесть с ним пуд соли, а достаточно было перевезти с ним орудие через минное поле к какой-нибудь высоте, и он был виден как на ладони».

В Будапеште полк был расформирован, а личный состав был переведён в 66-й полк 234-й гвардейской дивизии. В апреле 1945 года Петр в составе своего полка перешёл границу Австрии, а в Вене услышал долгожданную весть – конец войне, Победа! За мужество и отвагу, проявленные в боях, Пётр Козырь был награждён орденом Отечественной войны первой степени, медалью «За победу над Германией» и многими другими наградами. В мирное время к ним прибавился орден Дружбы народов. В августе 1945 года он был направлен в военно-морское училище. На Балтийском флоте, куда он попал, ему пришлось проходить службу на разных кораблях, где ему очень пригодились его опыт, военная сноровка, чувство ответственности.

Демобилизовавшись в 1950 году, он вернулся домой. Здесь Петр застал бедность и больную мать, лежащую на соломе, застеленной рогожей. Засучив рукава, он взялся за восстановление колхоза, сельского быта. Тут и судьбу свою встретил, немногословную, застенчивую девушку Таню, Татьяну Васильевну. До конца её жизни, а они в добре и согласии прожили полвека, супруга разделяла его нелёгкую участь на пути служения Господу, став истинной матушкой и его прочным тылом. Она всю жизнь старалась соответствовать идеалу православной женщины и была образцом для подражания для женщин своего прихода. Господь дал батюшке Петру и матушке Татьяне лишь одного ребёнка – дочь Зинаиду, которая одарила их двумя внуками.

В 1958 году вместе с братом Михаилом Пётр поступает в Ставропольскую духовную семинарию, где они проучились два года.

Что же подвигло их, переступивших 30-летний рубеж, людей уже довольно взрослых, прошедших войну, так круто изменить свою жизнь? Как мне объяснял отец Пётр, именно на фронте его и брата оберегала зашитая в гимнастёрке молитва святого Давида «Живый в помощи», в которой говорится: «Прибежище моё и защита моя, Бог мой, на которого уповаю: он избавит тебя от сети ловца, от губительной язвы. Перьями своими осенит тебя, и под крыльями его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его». Постепенно крепла вера, и уже после войны, заходя в храм и вслушиваясь в молитвы священников, открывал для себя что-то новое. К примеру, вопросы римского наместника Понтия Пилата к Христу перед его распятием и ответ Создателя: «Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине».

Но потом семинарию власти решили упразднить – шли годы воинствующего атеизма, и партноменклатура как боевое знамя развернула лозунг – ни шагу назад перед церковью. Но братьям Козырям удалось ненадолго попасть в Саратовскую семинарию, которую потом также постигла печальная участь: «Помню, когда к нам, семинаристам, пришла эта весть, в храме прекратилась служба, и вдруг, в полной тишине, с Царских врат алтаря упал символ Святого духа в виде голубя. И все мы застыли в полном оцепенении. Воистину пути Господни неисповедимы. Бог всеблаг и всеведущ. Он ведает те глубины блага и разума, которые нам недоступны».

И всё же своё образование отец Пётр благополучно завершил в Московской духовной семинарии в 1965 году. После служил в церкви святого Николая Чудотворца в Ессентуках, в храме Казанской Божьей Матери в Прикумске (ныне Будённовск) и других приходах. С 1997 по 2011 год являлся настоятелем храма святых первоапостолов Петра и Павла в станице Зеленчукской, вложив немало сил в укрепление прихода и объединение паствы. Но самое главное – при его непосредственном участии и под его руководством был построен новый величественный храм вместо сгоревшей в октябре 2004 года церкви. Новый храм был открыт 12 июля 2007 года. И вновь над станицей раздавался малиновый звон колоколов, и был совершён первый крёстный ход, освящённый епископом Ставропольским и Владикавказским Феофилактом. И, любуясь новым храмом, на церковной площади плечом к плечу стояли как местные прихожане, так и меценаты разных национальностей, внёсшие пожертвования в его возведение.

Благодаря батюшке окрепла и детская воскресная школа при храме, где он собрал хороших педагогов, которые при его содействии прошли обучение в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в Московской духовной семинарии, где когда-то черпал знания сам отец Петр. Много сил и души он вкладывал в нравственное воспитание подрастающего поколения и постоянно подчёркивал, что сердце, не занятое Богом, захватит враг. К его наградам прибавилась ещё одна – атаманом Кубанского казачьего войска Н. Долудой отцу Петру был пожалован орден за вклад в дело служения кубанскому казачеству. Скромный в быту, не имеющий роскошных апартаментов, батюшка, радея о церкви, постоянно жертвовал для храма из своей пенсии, помогал мирянам, испытывавшим нужду. И всегда молился за Великую Россию.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях
2021 биография воспоминания День Петра и Павла люди память Пётр Козырь Петропавловский храм православие Русская Православная Церковь священник станица Зеленчукская судьба человека участник ВОВ