Что не так с унитарными предприятиями?
На сегодняшний день в различных сферах экономики страны действует немало унитарных предприятий, чья деятельность негативно сказывается на состоянии конкуренции. В чем это выражается и как регулируется законом, рассказывает начальник отдела защиты конкуренции и контроля органов власти Карачаево-Черкесского УФАС России Солтан КУМРАТОВ.
– Солтан Муратович, чем же все-таки «провинились» унитарные предприятия перед конкурентной средой?
– Дело в том, что, фактически не являясь рыночными образованиями, унитарные предприятия участвуют в свободных экономических отношениях и в большинстве случаев мешают малому и среднему предпринимательству. Это, в свою очередь, может отрицательно сказываться на состоянии конкуренции на отдельных локальных товарных рынках и приводить к их монополизации.
– В чем конкретно выражается такое влияние?
– Во-первых, в ненадлежащем распоряжении государственным и муниципальным имуществом; во-вторых, в совмещении контрольно-надзорных функций и оказании платных услуг населению на конкурентном рынке. Кроме того, в преступных схемах унитарные предприятия могут использоваться для освоения бюджетных средств в обход законодательства о закупках. В этих случаях бюджетные средства предоставляются унитарным предприятиям в форме субсидий.
– Как законодательно регулируется негативное влияние унитарных предприятий на конкуренцию?
– В соответствии с Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 – 2020 годы, утвержденным Указом Президента РФ, в декабре 2019 года был принят Федеральный закон № 485-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции». Данные изменения направлены на реформирование деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках, в том числе путем установления запрета на их создание.
– А что можно сказать о самом существовании унитарных предприятий? Оно тоже регулируется законом?
– Процесс реформирования разделен на два основных направления: создание унитарных предприятий и ограничение их деятельности на конкурентных рынках.
С одной стороны, законодательно установлен запрет на создание унитарных предприятий, с другой – предусмотрен закрытый перечень исключений. Так, при необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопустимости угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта РФ Правительство РФ вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной законодательством. К исключениям законом также отнесена деятельность унитарных предприятий в случаях, установленных федеральными законами, актами Президента РФ или Правительства РФ, для нужд обороны и безопасности; в сферах естественных монополий; в районах Крайнего Севера; в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей; в области обращения с радиоактивными отходами.
– В каких случаях деятельность унитарного предприятия категорически запрещена?
– Если выручка унитарного предприятия от деятельности на товарных рынках РФ, находящихся в состоянии конкуренции, превышает десять процентов, деятельность таких унитарных предприятий не допускается.
– Как регулирует данную сферу деятельности в КЧР ваш антимонопольный орган?
– В рамках действующего законодательства Правительством Карачаево-Черкесии совместно с антимонопольной службой республики утвержден план мероприятий по реформированию государственных (региональных) и муниципальных унитарных предприятий на период до 1 января 2025 года.
Согласно этому плану, реализация мероприятия по реформированию государственных и муниципальных унитарных предприятий в КЧР планируется в 3 этапа: первый этап (подготовительный) должен быть реализован до 31 декабря текущего года; второй этап будет проходить с 01.01.2022 г. по 31.12.2022 г.; третий этап – с 01.01.2023 по 31.12.2024 г.
– Каким именно образом осуществляется контроль за деятельностью унитарных предприятий со стороны Карачаево-Черкесского УФАС России?
– Управлением проводится мониторинг создания муниципальных и унитарных предприятий в КЧР с 08.01.2020 года. В случае нарушения установленных запретов на создание (изменение деятельности) унитарного предприятия или запрета на осуществление таким предприятием деятельности антимонопольный орган вправе выдать предупреждение о принятии мер по реорганизации, прекращении отдельных (подпадающих под запрет) видов деятельности или ликвидации унитарного предприятия. При неисполнении предупреждения следуют возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и выдача предписания и как крайняя мера – обращение антимонопольного органа в суд с иском о ликвидации предприятия.
{{commentsCount}}
Комментариев нет