День республики № 131 от 31.08.2021

На учебу – в школу-интернат

1 сентября в 10:16
42 просмотра

В эти дни исполняется ровно 75 лет с того дня, как в г. Черкесске начала свою деятельность национальная средняя школа-интернат. Уникальное по своей сути учреждение сыграло важную роль в становлении и развитии тысяч наших земляков, многие из которых оставили заметный след в истории Карачаево-Черкесии. О том, как начиналась история школы-интерната, мы постараемся рассказать, опираясь на документы, хранящиеся в Государственном архиве КЧР.

Само создание подобного учебного заведения было вызвано обстоятельствами тяжелого послевоенного времени, когда миллионы детей и подростков остались без одного или даже обоих родителей. Немало таких детей, нуждающихся в постоянной заботе и опеке, было и на территории нашего региона.

Вот почему в соответствии с распоряжением СНК РСФСР от 28 декабря 1945 г. № 3327-Р Черкесским облисполкомом 10 апреля 1946 г. было принято решение «Об организации областной национальной средней школы в г. Черкесске с интернатом».

Согласно этому решению, школа с интернатом для детей из горских семей открывалась с 1 сентября 1946 г. в областном центре. Общее количество учащихся должно было составить 100 человек, которые должны были составить три класса: два восьмых и один девятый. Набор в два восьмых классах должен был составить 70 детей, в том числе: 35 черкесов, 30 абазин и 5 ногайцев. Девятый же класс не имел столь жесткого национального распределения и был обозначен как смешанный.

Естественно, что вновь создаваемому образовательному учреждению, в котором учащиеся должны были находиться на постоянной основе, было необходимо соответствующее помещение. В связи с этим облисполком обязал Черкесский горисполком освободить помещение школы № 8 и передать его под интернат. Учебные классы должны были быть открыты при этой же школе, для чего ее предлагалось переселить в здание школы № 1 по улице Тургеневской.

Учитывая острую нехватку собственных средств, облисполком ЧАО обратился в Министерство народного просвещения РСФСР с просьбой выделить оборудование (в частности, мебель, библиотечный фонд) и одежду и обувь для воспитанников. Каждому учащемуся полагалось по два костюма, одно пальто, один пояс, одна шапка-фуражка, два носовых платка, две пары белья, носки, а также несколько пар обуви.

Кроме того, областные власти обратились в Ставропольский краевой исполком с просьбой включить 100 воспитанников с 1 сентября 1946 г. на снабжение одеждой, обувью и трехразовым горячим питанием.

Также крайисполком должен был выделить для обслуживания интерната одну грузовую машину. Гужевой же транспорт (двух лошадей и фургон) облисполком приобретал из собственных резервов.

Краевой отдел народного образования выделил создаваемой школе учебно-наглядные пособия, литературу, учебное оборудование.

Однако, несомненно, главным условием успешного функционирования школы-интерната была слаженная работа правильно подобранного коллектива, который должен был состоять из 26 человек.

Наряду с заведующим (директором) в состав администрации входили: помощник заведующего по хозяйственной части, старший бухгалтер и деловод-машинистка, а также комендант общежития, где жили учащиеся. Воспитательно-учебную работу вели три дежурных педагога, помощь которым оказывал пионервожатый. Учитывая характер учреждения, была в штате интерната и медсестра, которая следила за состоянием здоровья и оказывала первичную медицинскую помощь. Забота о каждодневных нуждах воспитанников и самого интерната ложилась на плечи обслуживающего персонала и технических работников интерната, общее количество которых составляло 16 человек.

Выбирая кандидатуру на должность заведующего (директора) столь специфического учебного заведения, областное руководство остановилось на фигуре Хамида Магометовича Храчева – офицера-фронтовика, удостоенного за отвагу на полях сражений нескольких боевых наград. И как показало время, выбор оказался правильным. Приступив к работе уже в апреле 1946 г., Х. Храчев не только заложил основу успешного функционирования школы-интерната, но и достойно руководил этим заведением на протяжении восьми лет (1946-1954). Стоит упомянуть и его коллег, каждый из которых внес свою лепту в становление школы. Среди них – заместитель директора по хозяйственной части П. Болдурчиди, бухгалтер Л. Поландов, деловод-машинистка Т. Лисовская. В сентябре 1946 г., с началом занятий, в учреждении были введены должности двух воспитателей, которые вели учебно-воспитательную работу в самом интернате, после окончания занятий в общеобразовательной школе. Первым из них стал перешедший с должности бухгалтера Л. Поландов (его место занял А. Шенкао), а вторым педагогом стала Н. Попова.

Именно этому составу коллектива вместе с коллегами-преподавателями из общеобразовательных школ довелось принять первых воспитанников интерната, 1 сентября 1946 г. приступивших к занятиям.

Набор в школу был произведен весьма быстро, и большинство его составили подростки из многодетных горских семей. Им немало довелось испытать к своим 14-16 годам: ужасы оккупации и потерю родных и близких, голод и лишения военных лет. Многие из них наравне со взрослыми трудились в годы войны в сельском хозяйстве под лозунгом «Все для фронта! Все для Победы!». Именно эта суровая закалка помогла им уже в мирное время настойчиво овладевать знаниями и с помощью руководства школы-интерната, учителей и воспитателей стать достойными гражданами малой и большой Родины.

Уже в 1948 г. в школе состоялся первый выпуск воспитанников, которые за два года до этого поступили в девятый класс. С осени 1957 г. в интернате стали обучаться и представители карачаевского народа, вернувшегося из мест депортации. Всего же к 1963 г. школу окончили около 180 человек.

Предоставление учебных корпусов и расширение школы позволили увеличить набор воспитанников и количество классов, а также выделить отдельно интернат, заведующим которым стал Султан Бекмурзович Симхов.

Каждый из директоров школы, которому довелось занимать эту должность после Х. Храчева, внес свой, особый, вклад в становление и развитие учреждения. Их по праву можно назвать гордостью национальной интеллигенции, а имена их достойны нашей благодарной памяти. За прошедшие годы школу возглавляли Цуца Меджитовна Кохова (1954-1958), Гашенаго Делюевна Латокова (1958-1981), Питалий Инварбиевич Лафишев (1981-1987), Зоя Давлетовна Псху (1988), Магомет Аубекирович Байчоров (1988-2010). Достойно продолжает традиции предшественников Лариса Ибрагимовна Джуккаева, руководящая школой последнее десятилетие.

За три четверти века работы школы в ней трудились десятки учителей и воспитателей, большинство из которых были истинными педагогами по призванию, бескорыстно отдающими все свои силы просвещению и воспитанию подрастающего поколения. Благодаря их усилиям практически все выпускники школы-интерната (а их несколько тысяч) нашли достойное место в жизни, оправдав надежды и чаяния своих наставников.

Республиканская школа-интернат, которая с 23 мая 2006 г. носит имя своего многолетнего директора, заслуженного учителя России Г. Д. Латоковой, и сегодня продолжает играть важную роль в системе образования Карачаево-Черкесии. Будем же надеяться, что ее история продлится еще на долгие годы, полные побед и достижений педагогов и воспитанников.

Шамиль БАТЧАЕВ
кандидат исторических наук, начальник отдела Госархива КЧР.
Поделиться
в соцсетях
Госархив КЧР история КЧР Листая страницы истории образование образовательные организации общеобразовательные учреждения Черкесск школа школа-интернат им. Г.Д. Латоковой