День республики № 132 от 02.09.2021

Тернистый путь настоящего художника

3 сентября в 08:54
44 просмотра

Художник редкой энергетики – так называют подобных творческих людей. Некоторые свои картины он сжигает, а иные, непонятые широким зрителем, настолько ему дороги, близки его сердцу, что он заявляет: «Не продам их ни за какие деньги». Свой вкус, взгляд, ничем не подкупное мнение и мировоззрение Умар Мижев отражает в каждой работе. Это человек, который находится в вечном творческом поиске и который с малых лет твердо знал, что будет художником.

Оставит ли Умар Мижев свой след в истории изобразительного искусства, судить не нам. Одно известно точно – он оставит свой след в истории Карачаево-Черкесской Республики как автор ее герба.

– Умар Крым-Гериевич, вы занимаетесь графикой, живописью, работаете как театральный художник. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.

– В графике я работаю акварелью, гуашью, сангиной, соусом, сепией, раньше много работал с гравюрами, офортом, литографией. Но больше люблю работать в живописи. В одно время я был под сильным влиянием Ван Гога, потом Гогена. Сезанна я так и не понял. У меня много работ, сделанных под впечатлением постимпрессионистов. Потом заинтересовала живопись старых мастеров: Эль Греко, Рембрандт «малые голландцы». Изучил технику письма, сделал несколько работ, иногда работаю в этой технике. Многолетняя работа масляными красками привела меня к пастозной живописи. Больше работаю по кавказской тематике, делаю портреты, пейзажи и др. Фокусники в живописи меня никогда не трогали и не интересовали. По-моему, любой посредственный художник может достичь уровня Малевича и Кандинского, если этому будут способствовать время, среда и протекция. Для того чтобы создавать абстракции, много ума не надо. Много ума надо, чтобы делать работы, которые задевают, волнуют, а для этого, прежде всего, художник должен уметь хорошо рисовать.

Что касается работы в театре, то там я – главный художник. Делаю эскизы декораций и костюмов, по ним цеха создают все в оригинале.

– А еще вы оформили немалое количество книг…

– Сейчас я уже не занимаюсь художественным оформлением книг, потому как компьютерные технологии упростили эту работу и любой дизайнер может создать необходимое оформление обложки, с готовыми на любой вкус шрифтами. Раньше же это был нелегкий вид изобразительного искусства. Самыми сложными были детские книжки. Если во взрослых требовалось оформить обложку и титульный лист, то в детских рисунки занимали основную часть, а это очень сложная работа, которая требует большого умения рисовать. В общей сложности я оформил около сорока книг.

– Знаю, что за свой труд вы не раз удостаивались профессиональных наград…

– В 2012 году в Государственной Думе Российской Федерации меня в числе других лауреатов конкурса, проводившегося всемирно известным художественным журналом «Русская галерея XXI век» и Союзом художников РФ, наградили серебряной медалью в номинации «За развитие традиционного национального искусства народов России». В числе необычных и приятных награда за серию работ, посвященных чеченской трагедии. Меня тогда пригласили в город Грозный и наградили медалью «За профессиональную честь» и дипломом.

– Умар Крым-Гериевич, в 1996 году вам присвоено звание «Заслуженный художник России», а в 2014 году – звание «Народный художник КЧР». Как вы пришли к такому признанию?

– Для этого нужно быть художником-профессионалом. Членом Союза художников СССР я стал в 1987 году. Тогда вступить в Союз художников было очень сложно. Нужно было, чтобы твои работы прошли, как минимум, на пять крупных выставок. Прежде всего, моя заслуга в том, что я стал художником, не имея никаких условий: ни творческой мастерской, ни жилья.

Каждодневной работой по 14-16 часов в сутки я добился того, что я есть сейчас. Заслуженным художником РФ я стал в 1996 году, в этом же году я одержал победу в конкурсе на создание Герба Карачаево-Черкесской Республики. К тому времени у меня было множество значительных выставок, я оформил более тридцати книг местных авторов, как художник-постановщик поставил более двадцати спектаклей и был художником первого профессионального балета в Карачаево-Черкесии «Айтуган – дочь Карчи».

– Награды – наградами, а как в материальном плане живется нашим художникам?

– К сожалению, жизнь художника отличается от той, которую многие рисуют в своем воображении. Можно быть хорошим художником и создавать профессиональные работы, но, если ты плохой менеджер и не умеешь их продавать, тебе будет тяжело. Настоящий мастер не будет ходить с картиной под мышкой и предлагать ее всем, у него на это нет времени. Для этого в развитых странах существуют свои службы.

У нас же художникам сейчас невозможно выжить, не имея дополнительной работы. Если у нас не будет картинных галерей, закупающих лучшие работы художников для пополнения своих запасников, просвета не будет долго. К примеру, в Америке в одном только не самом большом городе до 200 галерей (друг рассказывал, который побывал там), а у нас в Карачаево-Черкесии только одна, и та не ведет никаких закупок.

Есть, конечно, такие «мастера кисти», что умеют подстраиваться под покупателей и этим портят не только вкус людей, но и теряют себя как профессионалы. К сожалению, изобразительное искусство – один из самых сложных видов, и люди в подавляющем своем большинстве вообще ничего в нем не смыслят. Может, придет то время, когда и у нас появятся свои меценаты, которые будут вкладывать свои сбережения в изоискусство, покупая работы, заказывая картины, не только портреты, но и сюжетные, исторические и др. Только таким образом происходит прогресс в искусстве, повышается мастерство художника.

Я искренне желаю, чтобы настали времена, когда работы профессиональных художников будут цениться и пользоваться спросом не только в культурных центрах мира, но и тут, на местах.

Самое грустное – когда молодежь видит, что мастерские художников забиты невостребованными картинами, у них отпадает охота этим заниматься. Вот почему у нас сейчас очень мало людей, желающих заниматься изобразительным искусством.

– А у вас есть последователи, которые пошли по вашим стопам?

– Дочь Саманта работает дизайнером в модном журнале. И, наверно, в какой-то степени она мой последователь. Хотя, признаться, у нас разные творческие взгляды…

Д. ГАЕВА
Поделиться
в соцсетях
Газета "Къарачай" живопись изобразительное искусство интервью искусство Кунацкая люди мастер мнение творческая деятельность Творческие люди трудовая деятельность Умар Мижев художник