День республики № 140 от 16.09.2021

«Позовите меня в Теберду…»

16 сентября в 14:58
23 просмотра

Без Казима Батчаева мне трудно себе представить старую гвардию инструкторов-проводников Теберды и Домбая, чьим смыслом жизни стал туризм. Любимой профессии Казим Айтекович отдал ровно 43 года, и уже не счесть покорённых вершин, походов по разным маршрутам, куда он водил туристов большой страны. Но первое, что он сделал, когда впервые одолел высоту со своей группой, – оглянулся вокруг и восхитился неописуемой красотой природы. И он был безмерно горд за родную землю, когда видел восхищение в глазах стоящих рядом туристов. Именно тогда пришло понимание: в его руках – ключи от горных вершин и потаённых троп, ведущих к озёрам, водопадам, дивным альпийским лугам и ледникам, тем природным сокровищам, которыми одарена его родина.

…Мы беседуем со старшим инструктором по горному туризму тебердинского пансионата «Азгек» Казимом Батчаевым в его кабинете, где на почётном месте альпинистское снаряжение: ледорубы, каски, карабины для закрепления верёвок, страховочные «кошки» для хождения по льду – их выковал по спецзаказу известный кузнец из Верхней Теберды Каракиши Чотчаев. Здесь же горные лыжи, различные вымпелы прошедших в разные годы соревнований. На особом месте – находки с восхождений к местам боёв заоблачного фронта времён Великой Отечественной войны. Например, гильза от немецкой горной пушки или набор открыток с видами Германии, обнаруженный в планшете офицера вражеской группировки «Эдельвейс», – ох, уж эта сентиментальность фрицев.

– Как опытный альпинист скажу: в наших горах и в самом деле орудовали опытные скалолазы из Тироля и Силезии, и тем важнее и ценнее победа, одержанная над сильным врагом. Как и Красное знамя, водружённое нашими альпинистами на Эльбрусе в 1943 году, – делится мыслями Казим Айтекович.

На снимке: старший инструктор Тебердинского пансионата «Азгек» Казим Батчаев.
На снимке: старший инструктор Тебердинского пансионата «Азгек» Казим Батчаев.
Источник — Фото автора.

Он дважды покорял западную вершину Эльбруса, ставил на горные лыжи в Домбае культового писателя Юлиана Семёнова, книгой которого «ТАСС уполномочен заявить» зачитывался, встречал на горе Мусса-Ачитара актёров Василия Ланового и Евгения Леонова, космонавтов и многих известных людей, для которых проводил обзорные экскурсии. Неоднократно встречался он здесь и с Андреем Макаревичем, руководителем ансамбля «Машина времени», творчество которого он уважает, но в корне не согласен с его позицией по отношению к Крыму: «Порой мне кажется, что наша «богема» нарочно идёт вразрез здравому смыслу лишь с целью эпатажа». Надо сказать, как рассказчик и эрудит с двумя высшими образованиями, проводник-универсал, он многие знания о местной топографии и топонимике унаследовал от отца, Айтека Сарыбашевича, работавшего в альплагере «Алибек».

Но в разговоре Казим всё больше упоминает своих коллег –  и ныне здравствующих, и ушедших из жизни: Хаджимурата Магомедова, Володю Жернового, Халида Акаева, Бориса Маскелейсона, Лёшу Метлицкого, Казбека Топалова, Хасана Кочкарова, начальника спасательной службы.

– Это люди высокой пробы, поэтому многие туристы, приезжающие к нам, прежде всего ищут своего инструктора. И как жаль, что многих уже нет. Кто-то погиб под лавиной, как наш незабвенный Хаджимурат Маршанкулов, глава Федерации горнолыжного спорта, кто-то подорвал сердце в горах, как Владимир Жерновой. И все они запомнятся как люди, никогда бы не поменявшие рюкзак, палатку, туристское братство на спокойную респектабельную работу…

Он родился в 1956 году в Южном Казахстане, окончил Тебердинскую школу № 1.

– В школьные годы моё поколение тебердинских пацанов прошло через руки учительницы географии, руководителя кружков юных геологов, горного туризма Ирины Павловны Утяковой. Это с её лёгкой руки мы участвовали во всесоюзных соревнованиях, побывали во многих городах, и даже таких дальних как Свердловск (ныне Екатеринбург). На каникулах в старших классах мы рвались на подработку инструкторами на турбазы, и все маршруты уже к окончанию школы, как и тексты экскурсий, знали наизусть. Бадукские и Муруджинские озёра, Клухорский перевал, долина Назалы-Кол, кругозор Семёнов-Баши – сколько занимательных историй и легенд о них поведала нам наша наставница, действительный член Русского географического общества Ирина Павловна! И её уроки, инструктажи врезались в память на всю жизнь: «Если вы выбрали профессию проводника, вы должны быть готовы к любому вопросу туристов. Ведь люди идут в горы всё больше за романтикой. И когда они и потом говорят: «Я побывал у подножия скалы  Любви или купался в Форельном озере», они должны уехать домой, вооружённые информацией об этих достопримечательностях. На то и проводник, чтобы квалифицированно преподнести свои знания по краеведению, привлечь к себе внимание группы, удержать руководство узким коллективом в любых ситуациях, а главное – заботиться о безопасности продвижения в горах».

…После окончания школы Казим служил в армии в Таджикистане на советско-афганской границе, был старшиной зенитно-ракетного дивизиона. После армии поступил на юридический факультет Таджикского госуниверситета. Затем перевёлся в Ставропольский пединститут на историко-юридический факультет. Продолжил учёбу в Московском юридическом институте МВД, Но в жизни сложилось так, что все накопленные в вузах знания послужили ему больше для общего развития – его неудержимо тянуло домой, в Теберду, а руки скучали по туристскому снаряжению и «мареву дальних дорог».

Устроившись на работу в «Азгек», он сразу нашел общий язык с его руководителем Баширом Назировичем Кипкеевым, увлеченным своей работой и отличающимся истинно кавказским гостеприимством. Кстати, в нынешнем году пансионату «Азгек» исполнилось ровно 60 лет. В далеком 1961 году здесь была открыта база автомототуристов. По тем временам это было новшеством, сыгравшим большую роль в увеличении потока туристов, передвигающихся на собственном транспорте. Уютные деревянные коттеджи за эти годы приняли немало туристов, на лето становились пионерлагерями, впоследствии, в период чеченской войны, работники «Азгека» принимали на длительную реабилитацию и отдых детей из Грозного. И поскольку в те трагические годы дети войны, оторванные от школы, почти не владели русским языком, в качестве переводчика выступала супруга Казима Батчаева, Земфира, знающая чеченский. Сложилось так, что ее семья, оставшаяся в Казахстане, когда карачаевцы вернулись в 1957 году на родину, жила среди чеченцев, поэтому она освоила их язык.

  В Книге отзывов наглядно отражены мысли и чувства тех, кто хотя бы раз побывал в «Азгеке». Есть и стихи посвящения: «Позовите меня в Теберду, увезите меня в «Азгек»! А не то – я пешком уйду и назад не вернусь вовек»… Большая дружба связывает Башира Кипкеева и Казима Батчаева с преподавательским коллективом Донецкого технического университета во главе с профессором Ю. Рутковским, который в своей книге «Карачаево-Черкесия в наших сердцах» тепло отзывается о Теберде и тебердинцах, «Азгеке», где их всегда ждут друзья. Уже несколько десятилетий подряд «Азгек» является учебно-тренировочной базой и местом сборов спортсменов из разных уголков России. И как утверждают тренеры, физические нагрузки в условиях высокогорья дают большой эффект во время подготовки к ответственным соревнованиям – будь то по единоборствам, лёгкой или тяжёлой атлетике.

О многом мы  переговорили в тот день с Казимом Батчаевым: о востребованности профессии горного проводника среди современной молодёжи и наплыве приверженцев пешего туризма в Теберду и Домбай, о том, какие перспективы даст создание Тебердинского национального парка для туристической отрасли. И на любую тему он говорил со знанием дела с высоты накопленного опыта. Сказано – профессионал высокой пробы…

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях