Ключ без права передачи
Таня ДОБРОНОСОВА, уже в пятилетнем возрасте научившись читать, мечтала стать учительницей, и все ее игры с куклами были связаны с учениками, которые мнились любознательному ребенку. Одновременно девочка торопила время – скорей бы в школу в белом фартуке да с новым портфелем, где столько сокровищ – пенал с отделениями, букварь, тетрадки, набор цветных карандашей…
Родилась Таня в станице Новоалександровской, что на Ставрополье, в простой рабочей семье. Отец, Иван Федорович, имел 4-х классное образование, но зато всегда занимал руководящие должности: работал управляющим совхозом, директором небольшого кирпичного завода, бригадиром, – словом, его недюжинные организаторские способности всегда выгодно выделяли его из толпы. А может, помогала и харизма, но в те далекие 50-е годы такого понятия советские люди еще не знали, до него еще нужно было дожить.
Мама, Екатерина Кирилловна, была домохозяйкой и управлялась с детьми – сыном Володей и дочерью Таней. А познакомились родители в Германии. В войну юную Катю фашисты угнали в концлагерь, а Иван Доброносов, дошедший с боями до Берлина, познакомился с будущей женой после ее освобождения из плена. В Германии, где после войны служил отец, они прожили до 1953 года, там и их первенец родился. Дочь появилась на свет в Новоалександровской, – станица получила статус города в 1971 году. Окончив школу, Татьяна поехала поступать в пединститут в Карачаевске. Это был конец 70-х, и КЧАО входила в состав Ставропольского края.
После бескрайних степных просторов в компактном горном городке с чарующей природой Татьяна открыла для себя новый мир. Окунувшись в студенческую жизнь, где все сентябри посвящались уборочной страде в совхозах и крепла дружба с разноязычными студентами, а в аудиториях будущие филологи заслушивались лекциями маститых литераторов Магомеда Хубиева, Магомеда Хабичева, Зои Байрамуковой, Марии Саруевой, готовили доклады к научным конференциям, Татьяна ощущала себя частицей вуза, в выборе которого не ошиблась.
По окончании института она вышла замуж, связав судьбу с хорошим работящим парнем Василием Урусовым – по отцу карачаевцем, по маме – русским. Так Карачаевск для Татьяны стал ее жизненным причалом, родиной ее троих детей.
Свою трудовую деятельность Татьяна начала в 1981 году в техническом училище № 27 – было такое в то время в центре Карачаевска, – аналог ГПТУ № 10 на другом конце города. Молодому словеснику довелось «сеять разумное, доброе, вечное» в обоих училищах. И как считает Татьяна Ивановна, для нее, тогда еще неопытной учительницы, окунувшейся в трудную подростковую среду, где собрались далеко не пай-мальчики, это стало настоящим боевым крещением. Постепенно приходило понимание – завоевать авторитет у подростков в период их переходного возраста можно только войдя в доверие. Но эмоциональный контакт возможен только в том случае, когда твой визави чувствовал, что он кому-то интересен. В беседах с подростками, поручениями, которые Татьяна доверяла самым ершистым и замкнутым в себе, она находила к ребятам тот самый «ключ без права передачи», о котором был снят одноименный фильм Динары Асановой, ставший поводом для дискуссий как в педагогических кругах, так и на классных часах, из которых напрашивался вывод: учитель должен быть интересен детям не только на уроках, но и вне их. Он должен уметь увлечь, заинтересовать, быть для них проводником истины.
… Мы беседуем с Татьяной Ивановной Урусовой, завучем гимназии № 4 имени М. Хабичева г. Карачаевска. В этой должности она 17 лет. В ее дверь постоянно стучат учителя, гимназисты, воспитатели «продленок» – она нужна всем, а бывает и так, что всем сразу. Ведь многое в организации учебного процесса, в том числе работа трех методобъединений – гуманитарного цикла, естественных наук, иностранного и родного языков, центра «Точка роста», который появился здесь одним из первых в городском округе, подготовка к предметным олимпиадам – в ее компетенции.
В гимназии обучается 825 учащихся, работает 45 учителей, среди них – 12 почетных работников общего образования, в том числе и сама Урусова. Она с гордостью рассказывает о своих коллегах:
– У нас сплоченный, дружный коллектив, и каждый – на своем месте, и каждый глубоко знает свой предмет. Заслуженный учитель КЧР, учитель математики Аза Магомедовна Боташева, русовед Фатима Ибрагимовна Узденова, учителя начальных классов Нина Николаевна Минченко, Елена Викторовна Султанкина и другие работают с творческим огоньком и отдают себе отчет в том, что мир не стоит на месте, каждый день появляются новые открытия, инновации, поэтому педагогу важно развиваться вместе с учениками. Сегодня принято сетовать на то, что выпускники педагогических вузов неохотно идут в школы и дипломы им нужны для карьерного роста в офисах или на административной работе. Но нам повезло, в этом году к нам пришли молодые коллеги именно по велению сердца. Это, к примеру, студент 4 курса физмата КЧГУ Руслан Кущетеров. Кстати, только что пришла с его урока физики в 8 классе, где он объяснял тему «Конвекция» (вид теплообмена). Держался он довольно уверенно, доступно и увлеченно преподносил учащимся это явление в природе.
Совмещая учебу в вузе и преподавательскую деятельность, Руслан Муратович личным примером убеждает, что в среде нынешней молодежи не ослабевает тяга к профессии учителя. Как и третьекурсница этого же факультета, она же – классный руководитель 5 класса Айшат Эльканова, которую дети полюбили сразу.
– Татьяна Ивановна, сегодня, как и в предыдущие годы, российские школы работают над главной проблемой – повышением качества образования. И здесь лакмусовой бумажкой является, безусловно, результат ЕГЭ…
– Как учитель-словесник могу похвалиться, что пятеро наших выпускников в нынешнем году получили 90 баллов по русскому языку, все 23 выпускника получили аттестаты и поступили в вузы и колледжи.
– Когда говорят о подготовке к ЕГЭ, в одной связке с этим идет и декабрьское сочинение как допуск к Единому государственному экзамену. Как гуманитарий, учившийся в советской школе и писавший сочинения по общепринятой в то время кальке «Образ Онегина» (Печорина, Базарова, Болконского и т. д.), я никак не вразумлю, в чем фишка этого сочинения как ключевого момента ЕГЭ?
– Советская школа, «препарируя» образы персонажей классической литературы, больше апеллировала к знанию текста и цитат («Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»), в нашем же случае экзаменующийся должен показать широту своего кругозора вместе со знанием произведения классиков. К примеру, к предстоящему декабрьскому сочинению по одному из направлений – «Человек путешествующий» предлагается сделать анализ произведения любого классика и связать его с личным впечатлением от какой-то поездки. И не беда, если к окончанию школы будущий выпускник мог не выехать далеко из своего аула или города, – тут нет предела фантазии. Нынешние дети развиты не по годам благодаря влиянию интернета, но и учителю необходимо держать ситуацию под контролем и направлять знания учеников в правильное русло…
… И тут русло нашей беседы с Татьяной Ивановной естественным образом свернуло в область читательских предпочтений обучающихся. Оказалось, что в гимназии имени любимого преподавателя Татьяны Урусовой охотно читают и принимают «Мастера и Маргариту» М. Булгакова со всеми аллегориями и мистическими отступлениями, и фраза из него «Аннушка уже разлила масло» им знакома как своеобразный код предостережения, рока. Осваивают они и толстые тома «Войны и мира» Л. Толстого, обожают М. Лермонтова, знакомы с творчеством С. Довлатова, чей 80-летний юбилей отмечал в сентябре весь литературный мир. Одно слово – гимназисты, знающие цену своему статусу… Как и их наставники, побуждающие в своих учениках потребность знать и учиться.
– Татьяна Ивановна, в чем вы видите главное кредо учителя?
– Привносить в свой труд радость познания, а еще воспитывать людей нравственно развитых, опору гражданского общества.
– С вашим профессиональным праздником!
{{commentsCount}}
Комментариев нет