Симфония Кавказа
Как выйти за рамки привычного восприятия и почему после посещения концерта Симфонического оркестра Ленинградской области ты уже не будешь прежним?
29 сентября в стенах Дворца культуры г. Черкесска прошел заключительный концерт большого гастрольного тура «Симфония Кавказа» самого молодого профессионального коллектива России. Талантливые музыканты, лауреаты всероссийских и международных конкурсов в составе Симфонического оркестра Ленинградской области под управлением известного петербургского дирижера, народного артиста Кабардино-Балкарии Михаила Голикова представили жителям сначала Краснодара, Майкопа, Нальчика, а затем и Черкесска, яркую и необычную музыкальную программу. Масштабный проект «Симфония Кавказа» существует довольно давно, еще с 2012 года. Совместно с современными композиторами было собрано и восстановлено значительное количество старинных партитур. Эта работа так увлекла Михаила Сергеевича, что музыкальный фольклор адыгов в современной обработке профессиональных композиторов занял прочное место в репертуаре оркестра.
Открыли музыкальный вечер в Черкесске произведения из симфонического «Черкесского альбома» «Танец лучников» и «Огненное колесо» из оперы-балета «Нарты» советского композитора Трувора Шейблера, премьера которого состоялась в Большом театре в далеком 1957 году. Кавказские народные мотивы, вплетенные в симфоническую канву, были исполнены оркестром с каким-то вагнеровским драматизмом и изысканной напряженностью звучания. Последовавший за ними хороводный парный танец «Адыгейский удж» композитора Сергея Ряузова оказался мягче и сговорчивее, словно приглашая нас окунуться в волшебную атмосферу. Княжеский танец «Кабардинская кафа» в его же обработке уже не зовет, а настоятельно требует следовать за собой величественным звучанием духовых. Кафа – грациозный танец людей знатного происхождения, в котором навеки запечатлелась красота и сила духа кабардинских князей. Танцующие будто встретились впервые. Юноше понравилась девушка. Он несколько раз приближается к девушке и приглашающим движением назад зовет ее следовать за ним. Но она еще не готова ответить на его зов и сначала, несколько приблизившись к нему, тоже отходит назад.
Восхищенный музыкой зритель не успевает перевести дух от восторга, как на сцене появляется виолончелистка Анастасия Ушакова – лауреат первой премии IX Международного юношеского конкурса им. Чайковского, региональных, всероссийских и международных конкурсов. Она кажется сдержанной и сосредоточенной, но играет самозабвенно. Как только смычок касается струн, вся гамма эмоций и чувств вырывается из инструмента наружу и захватывает зрителя с головой. Яркое начало сменяется меланхоличным размышлением, которое, в свою очередь, переходит в огненное буйство музыкальных красок.
Продолжает программу старинный абазинский парный танец «Куашара» в обработке Мурата Кабардокова – народного артиста Кабардино-Балкарии, композитора, пианиста, победителя крупнейшего в России конкурса композиторов «Партитура» в номинации «киномузыка», автора музыки к фильмам Александра Сокурова, Алексея Учителя и Владимира Битокова. В традиционном абазинском «Куашара» танцующие будто уже знают друг друга. Юноша рад встрече с прекрасной девушкой, которую ведет в танце по кругу, и словно рассказывает ей о своих чувствах. Затем они расходятся в разные стороны и присматриваются друг к другу, двигаясь по кругу вперед и назад. Продолжая свое ухаживание за девушкой, юноша испытывает душевное волнение, в быстром темпе он обегает круг, делает боковые шаги, танцует на месте, приближается к девушке, отходит от нее, выделывает сложные движения в повороте, показывая свою удаль и находчивость. Девушка сдержана и стыдлива, но рада вниманию молодого человека, все ее движения согласованы с перемещениями партнера. У Кабардокова «Куашара» звучит эпично, приобретает особый размах повествования, словно мы можем наблюдать за танцующими издалека или с высоты.
Когда на сцену выходит победитель восьмого сезона шоу «Голос», заслуженный артист КБР Аскер Бербеков зал взрывается аплодисментами. Певец исполнил народные песни на родном языке в обработке Мурата Кабардокова. Конечно, никакая запись не сравнится с живым звучанием голоса и обаянием артиста, заворожившего зал своим выступлением. Аскер поет песню об утраченной любви, и ударные вторят ему, доводя своим мощным звучанием до кульминации боль страдающего сердца.
Продолжили вечер мировые эстрадные хиты и киномузыка. Жаркий, манкий и коварный восток «Аладдина» американского композитора Алана Менкена сменяется жизнерадостным симфоджазом, который, в свою очередь, растворяется в романтической мелодии ночи. Знаменитая «Розовая пантера» Генри Манчини дерзкая и озорная, надо отметить, как никогда прежде, приглашает в захватывающее приключение. Ностальгическая музыка Владимира Косма из фильма «Игрушка» с Пьером Ришаром дает весомое слово гитаре и ударным, а ударные, надо признать, в ударе в хорошем смысле этого слова. Затем видеоряд и страстное, экспрессивное звучание мелодии из фильма «Пираты Карибского моря» оскароносного немецкого композитора Ханса Циммера буквально выбрасывает нас на морской простор. И опять на сцене бесстрашная и прекрасная Анастасия Ушакова вышла сразиться в музыкальном поединке со смычковыми инструментами оркестра. Зрители покорены игрой молодой виолончелистки. И не зря. Блистательная победа остается за ней!
Под восторженные аплодисменты зала Аскер Бербеков исполнил легендарную «Bohemian Rhapsody» (Богемную рапсодию) британской группы «Queen» и «The Final Countdown» шведской рок-группы «Europe». Эти культовые хиты прозвучали в филигранной аранжировке заслуженного артиста Республики Крым, лауреата государственной премии Республики Крым, пианиста Сергея Соколика.
Завершился вечер громкими финальными аккордами. Фееричная увертюра, открывающая фестиваль «Дым над водой. От классики до рока» (еще один уникальный проект Михаила Голикова, участниками которого стали рок-музыканты Вячеслав Бутусов, Владимир Шахрин, Стас Намин, оперные певицы Этери Бериашвили и Ольга Пудова, ведущий Дмитрий Губерниев и многие другие известные люди страны), и яркое соло на адыгском народном инструменте шичепшине в исполнении Игоря Ботвина в очередной раз доказали зрителю, что симфонический оркестр может всё!
Безусловно, у Симфонического оркестра Ленинградской области есть свой узнаваемый почерк. Сочетание, казалось бы, несочетаемого: высокий артистизм исполнения, драйв курехинской «Поп-механики» и молодая энергия, бьющая через край, искреннее и доброе, веселое и шутливое взаимодействие музыкантов с залом и между собой. Все это создает невероятную атмосферу уюта и взаимопонимания, ощущение сказочности и торжественности происходящего, широты пространства, словно зал растворяется и время перестает существовать, есть только ты и музыка, а не это ли и есть свобода?!
Перефразируя цитату Нобелевского лауреата, американского физика Ричарда Фейнмана, можно сказать: если вы играете в симфоническом оркестре и не можете объяснить пятилетнему ребенку всю красоту классической музыки и показать хай-класс, то грош вам цена. Можно предположить, что неутомимый волшебник-дирижер Михаил Голиков вывел свою музыкально-алхимическую формулу, в которой риск и новаторство, эксперимент и азарт всегда оправданы, при условии, конечно, что ты обладаешь высоким профессиональным мастерством и имеешь безупречный музыкальный вкус. Тогда и только тогда любой человек от мала до велика, побывавший на концерте симфонического оркестра, может почувствовать вдохновение и воодушевление, и осознать, что в мире искусства нет границ, а есть только бесконечная свобода самовыражения и смелый полет творческой фантазии.
{{commentsCount}}
Комментариев нет