Чемодан для мачо
Осень официально открыла очередной театральный сезон, и Русский театр драмы и комедии КЧР выстрелил дуплетом комедийных спектаклей: «Примадонны» и «Голубцы по объявлению», – постановленных заслуженным работником культуры Узбекистана Вячеславом Бродянским.
Я сходила на один из спектаклей и вот теперь делюсь впечатлениями.
«Голубцы по объявлению» – это одноактная комедия Антона Финка о том, на что готовы женщины, чтобы избавиться от надоевшего мужчины, или, наоборот, заполучить его как главный приз в жизни. О том, что любой, даже тщательно продуманный, план может привести к непредсказуемым событиям. И о том, что счастье может прийти в самый неожиданный момент, как это случается в финале спектакля.
Сюжет пьесы лёгок и весел, репризы часто остроумны и эмоциональны, герои смешны и трогательны, ситуации, в которые они попадают, временами сюрны.
Спектакль начинается с бурной эмоции: Нина, героиня актрисы Юлии Турубаровой, в ярости колотит чемодан руками и ногами. На чемодане изображён весь такой мачо-мачо, муж героини. Его-то и решила отдать Нина любой женщине, которая захочет подобрать никчёмного муженька.
К слову, эту никчёмность режиссёр подаёт самым тривиальным способом: беспутный Вася выходит на сцену в семейных трусах, почёсывая пузо. Именно таким и представляются нам подобные васи-пети-коли, но, несмотря на прямое попадание в персонаж, смотреть на мужчину в семейках скучно и неприятно: хочется нестандартного подхода к оформлению персонажа. Ведь есть же масса других трактовок. Та же тога, которую Вася, персонаж Аслана Астежева, сооружает на себе из какой-то ткани. А раз эта ткань лежит на видном месте, значит, Вася частенько расхаживал при жене эдаким патрицием (привыкши обращаться с женщиной как с предметом, который прилагается к мужчине, васи себя именно патрициями и видят). Так почему бы Васе не выйти в тоге? Тем более он, мужик фактурный, хоть и глуповатый, не глухой – из кухни громкие женские голоса слышит.
А это, оказывается, пришла по объявлению невыразительная, навьюченная сумками и баклажками и изнывающая от одиночества дамочка Вероника, которая находится в активнейшем поиске мужчины как повода для счастья, а потому не пропускает ни одного объявления на заборе.
Увидев Васю, она, как все люди, лишённые горизонта сознания, со своим фанатичным желанием быть утверждённой в статусе жены и получить официальную прописку в обществе замужних, пускает в ход всю тяжёлую артиллерию – от принесённого борща как инструмента обольщения и шампанского с котлетами до аргументов «я на доске почёта вишу» и «у меня своя жилплощадь, которая позволяет держать мужчину».
Убедительный женский образ создаёт актриса Сульсана Аджиева – сюсюкает и вешается Васе на шею она, а стыдно зрителю. И рефреном идущая песня «Русская баба» звучит не гимном, а пощечиной не только Веронике, но и всем женщинам.
Актёры, отмечу, не раскрывались на сцене постепенно, как это обычно бывает, а сразу перешли на ровный галоп, не сбиваясь с ритма и не учащая дыхания. Потому что видно было, что за этой громкоголосой суетой на сцене стояла отличная подготовка. Впечатлили замечательные мизансцены со стоп-кадром, перемещения персонажей по сцене без единого спотыкания, отточенность каждого движения (яркий пример – Нина, с ноги заехавшая в нос мужу), выверенность каждой фразы…
А выход третьей героини, Жанны, в алом наряде и с блестящей сумочкой на поясе, то есть в вещах, которые нельзя отнести ни к одной из модных эпох, мгновенно отослал меня к Джулии Ламберт, героине романа Сомерсета Моэма «Театр», которая, чтобы убрать соперницу, использовала сочетание этих цветов.
Жанне, героине Анны Комаревцевой, после неожиданных коллизий пьесы удаётся в конечном итоге образумить всех, ведь недаром красный цвет – цвет победы. Однако личные победы одерживают и остальные персонажи, которые в результате сложных рокировок создают неожиданные тандемы и обретают долгожданное счастье.
Как и положено в комедии, хэппи-энд закономерен. Ведь недаром декорации венчает пара лебедей, символизирующая вечную любовь, а над головами летает Амур. Да и увитая розами подкова, которая служит дверью, может вывести в семейный рай.
Спектакль, иногда напоминая театр абсурда, шёл час с небольшим, и за это время актёры – а их в спектакле всего пять человек – без суфлёра, ни разу не сбившись, не запнувшись, абсолютно попадая в свои персонажи, слаженно и естественно жили жизнью своих персонажей. И зритель, которого нельзя обмануть, несколько раз врывался в их игру криками «браво» и бурными аплодисментами.
Для себя я отметила ряд удачных находок, которые придали спектаклю особую комичность и символичность.
Такими находками для меня стали вращающийся диск, на котором успокаивает себя взвинченная Нина (хотя это все равно, что охладить себя кипятком).
Яркая бутафория и мебель, обилие сочных насыщенных красок, которые вначале раздражали, резали глаз, как цветовые акценты оказались незаменимы для усиления курьёзности происходящего.
Деликатный электрик – уже оксюморон – Эдуард (персонаж Шамиля Алиева), тоже прочитавший объявление, на входе вытирает ботинки о штанины осторожным архетипическим движением – и зал, узнавая, хохочет и рукоплещет.
А финальный зажигательный танец с фартуками стал буквально представлением в представлении. И почему-то есть соблазн истолковать этот танец как некий символ: как бы мужчина ни хорохорился, а без женщины он никто!
Спектакль оставил очень хорошее настроение и приятное послевкусие, во всяком случае, об этом говорили все зрители, с кем довелось пообщаться.
– Спектакль при некоей гиперболичности очень правдив. Он захватывает с первой мизансцены и смотрится на одном дыхании, – делится зрительница Кулистан Шидакова. – И что удивительно – пять актеров, полностью вжившись в свои роли, смогли задать хорошее настроение всему залу!
Пенсионерка Лидия Киселева – верный зритель русского театра на протяжении многих лет.
– Ещё больше восхищена любимым театром! Ставить спектакли в такое тяжёлое пандемийное время, не имея своего угла, в филармонии, где совсем другая сцена! Кланяюсь до земли всем артистам всех театров, – говорит она. – Что до сегодняшней постановки – она дала заряд хорошего настроения надолго! Добавлю, что в зале было много молодёжи, которая пришла по Пушкинской карте.
– Вряд ли бы я из своего бюджета выделил деньги на подобные посещения, – говорит Артур Карданов, студент СКГА. – Я первый раз пришёл по Пушкинской карте и очень доволен. И если раньше я театру большого значения не придавал, то теперь стану театралом!
Айшат Урусова специально приехала из Усть-Джегуты на этот спектакль:
– Меня подкупило, как дружно и слаженно играли артисты, без фальши и надрыва. Видно, что за кулисами они хорошо понимают друг друга и всегда готовы подставить плечо товарищу.
Но послушаем ещё и мнение профессионала. Назир Биджев из аула Инжич-Чукун – артист абазинского драмтеатра:
– Я в очередной раз восторгаюсь актёрской игрой труппы русского театра! В этом огромная заслуга и режиссёра, и самих актёров. Они так легко, красиво и играючи живут на сцене! Но мало кто знает, какой огромный труд стоит за этой лёгкостью и непринуждённостью.
Испарина на лбу Аслана Астежева подтверждает, как он выкладывался на сцене. По ходу спектакля он переоделся в ярко-синий костюм с искрóй, и его, статного и красивого, после представления рвут на части журналисты и поклонники.
– Мне интересна была эта роль не только своей актуальностью и абсолютной жизненностью, но ещё и тем, что довелось играть в новом амплуа. Обычно я играю злодеев, – скромно говорит он и сверкает очами, и впечатлённые поклонники снова аплодируют ему, и праздник продолжается уже в фойе.
Ну что ж, театральный сезон открыт. Я рада. А вы?
{{commentsCount}}
Комментариев нет