Посвящение Паганини
В Черкесске 20 октября состоялся концерт скрипача-виртуоза Матвея Блюмина
«Нужно сильно чувствовать, чтобы заставить чувствовать других».
Никколо Паганини
«Всегда помни – твой бог говорит с тобой языком твоего инструмента», – эти слова великого мастера Никколо Паганини как нельзя лучше подходят скрипачу Матвею Блюмину, выступившему в Государственной филармонии КЧР в Черкесске с музыкальной программой «Посвящение Паганини». За плечами 16-летнего музыканта – многочисленные победы в престижных международных конкурсах. Среди них – Гран-при Международного конкурса скрипачей Италии и Международного конкурса «Посвящение Сергею Прокофьеву», I премия Международного конкурса юных скрипачей BRAVO в Бельгии, Международного конкурса скрипачей и струнных квартетов им. Л. Ауэра.
Музыкальная программа вечера неслучайно названа «Посвящение Паганини». Этот мощный гений, а для современников еще и «злодей», продавший душу дьяволу, совершил поистине грандиозную революцию в скрипичной музыке. Причем не только в исполнительской технике. Постоянно экспериментируя со звучанием скрипки, меняя струны, Паганини не обошел вниманием и смычок, изменив его длину. Усовершенствованный мастером инструмент запел совсем по-другому, по-новому. И чтобы мы могли это оценить в полной мере, а также понять, какая музыка питала самого великого маэстро, авторы концерта переносят нас в эпоху среднего и позднего барокко, открывая концертную программу загадочной «Чаконой» итальянского композитора Томазо Антонио Витали. И загадка композиции не только в авторстве нотной рукописи, но и в том, что музыка дьявольски красива и необычна. То тонким лесным ручейком, то шустрой змейкой по струнам бежит смычок в руках Матвея.
Имя скрипача-виртуоза и композитора Никколо Паганини давно уже стало нарицательным. Есть свой паганини и в Польше. Скрипач-виртуоз Генрих Венявский в далеком 1846 г. получил в подарок от Императора Николая I скрипку работы Гварнери. «Венецианский карнавал» умирает вместе со мной», – сказал Венявский на смертном одре своим друзьям. В программе вечера прозвучал его «Полонез», продемонстрировав нам совсем другой темперамент: дерзкая скрипка и неугомонный смычок.
Совсем по-другому звучит “Поэма”, написанная французским композитором Эрнестом Шоссоном для своего лучшего друга, выдающегося скрипача, “бельгийского паганини” – Эжена Изаи. Шоссон был настолько вдохновлен повестью Ивана Тургенева «Песнь торжествующей любви», что сочинил удивительное по силе музыкальное произведение. Нежное, сладкоголосое пение скрипки и рояля сменяется резким надрывом и напряжением. Весь концерт Матвею Блюмину аккомпанирует лауреат многочисленных международных конкурсов, солист «Мастерской Скрипичного Искусства» Александр Осминин. Но если в других номерах программы его рояль служит надежной опорой скрипке, а сам уходит на второй план, то в «Поэме» скрипка гармонично вплетается в звучание рояля. И они уже на равных. Целый калейдоскоп чувств охватывает слушателя, и он, как завороженный, не смеет шелохнуться, дабы не нарушить даже и легким шорохом атмосферу наполненного музыкой зала.
«Размышление» Чайковского явно выбивается из общего музыкального настроя европейских композиторов своей смысловой насыщенностью и оттенками чувств. Загадочная русская душа, этот славянский сфинкс раскрывает свое внутреннее богатство. В таких произведениях предстает перед нами во всей полноте величие гения.
Непревзойденные «Каприс № 24» и «Кампанелла» Паганини, ставшие уже визитной карточкой итальянского скрипача, можно слушать только с замиранием сердца. Смычок – неугомонная стрекоза летает над скрипкой, которая буквально горит в руках музыканта.
Дерзкий и бунтарский «Каприс» и блестящая, огненная и захватывающая «Кампанелла» воскрешают для нас образ великого маэстро Никколо Паганини, который спустя века продолжает жить в своей музыке, наполненной волшебством и окутанной тайной.
Произведение, после которого Матвея прозвали в Европе «русский ведьмак», – это «Хоровод гномов» Антонио Баццини. И действительно, кажется, что смычок в руках Блюмина заговоренный и будто сам играет и ведет руку артиста, настолько мастерски выполнены Матвеем все технические приемы.
Завершился вечер темой из кинофильма Спилберга «Список Шиндлера» Джона Уильямса. Да, того самого Уильямса – пятикратного обладателя «Оскара», автора музыки к картинам «Один дома», «Индиана Джонс», «Гарри Поттер» и «Звездные войны». Кто же не помнит его знаменитый «Имперский марш»?! После беспокойных и суетливых гномов шиндлеровская тема убаюкала зал своей лиричностью и напевностью, не снижая накал трагичности контекста – гибели невинных людей от рук палачей-фашистов.
После концерта остается некое интуитивное ощущение: есть что-то такое, таинственное, но родное, что парит над временем и пространством, стирая все различия, приглашая нас заглянуть в себя, в свои, еще не изведанные нами глубины души.
{{commentsCount}}
Комментариев нет