День республики № 167 от 02.11.2021

Взгляд сквозь десятилетия

3 ноября в 14:15
10 просмотров

В Общественной палате КЧР прошел круглый стол на тему «Депортация карачаевцев: взгляд сквозь десятилетия», посвященный 78-й годовщине высылки репрессированного карачаевского народа в Среднюю Азию.

В работе круглого стола приняли участие министр КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати Альберт Кумуков, выступивший модератором собрания, председатель КЧРОО «Къарачай Алан Халкъ» Руслан Хабов, член центрального совета КЧРОО «Къарачай Алан Халкъ» Борис Гочияев, заместитель председателя КЧРОО «Къарачай Алан Халкъ», доктор филологических наук, профессор Зухра Караева. Также в числе приглашенных были имам г. Черкесска Казим-хаджи Катчиев, клирик Никольского собора иерей Александр Гурин, руководитель национально-культурной автономии “Ногай Эл” Валерий Казаков, член Центрального Совета КЧРОО «Къарачай Алан Халкъ» Шарафутдин Узденов, директор Института экономики управления СКГА, кандидат экономических наук, член Общественной палаты КЧР Рашид Канцеров, руководитель исполкома КЧРОО «Къарачай Алан Халкъ», доктор экономических наук, профессор СКГА Шагабан Тоторкулов, представители СМИ.

78 лет, отметили собравшиеся, отделяют нас от трагической даты – 2 ноября 1943 года, когда карачаевский народ был депортирован в Среднюю Азию и Казахстан. Четырнадцать лет, проведенные вдалеке от родины, явились тяжелым испытанием для карачаевцев. Разлука с Отчизной стала великим испытанием, но народ с честью преодолел все невзгоды, сохранив национальное достоинство, язык и культуру, духовный потенциал, традиции и обычаи. Председатель КЧРОО «Къарачай Алан Халкъ» Руслан Хабов и член центрального совета КЧРОО «Къарачай Алан Халкъ» Борис Гочияев отметили, что эти печальные факты давно ушли в историческое прошлое, но и по сегодняшний день находятся люди, пытающиеся переосмыслить мрачные страницы истории тех лет. Все это болью отзываются в сердцах переживших высылку.

Зухра Караева рассказала собравшимся о духовных и культурных потерях народа во время высылки: в области на тот момент имелось 264 учреждения культуры, в том числе государственный ансамбль песни и танца, профессиональный карачаевский театр, на базе двух типографий в Кисловодске и Карачаевске областное издательство ежегодно выпускало 16 наименований учебников на карачаевском языке, 58 наименований книг общим тиражом 432 тыс. экземпляров. Выходило 7 районных и областных газет. Набирали силу молодое изобразительное искусство, музыка, литература, национальная драматургия: было написано более 30 пьес для карачаевского театра. Писательская организация насчитывала 10 членов Союза писателей СССР. Широкий размах имели и художественные промыслы: шерстеваляльное производство, резьба по дереву, золотошвейное и другие виды прикладного искусства. В 1941 году в Карачае работали педагогический институт, научно-исследовательский институт, педагогическое и медицинское училища, кооперативный и зооветеринарный техникумы. Более чем в 100 общеобразовательных школах области училось около 90% детей. В большинстве школ с 1 по 7 классы обучение велось на родном языке с преподаванием русского языка и литературы как предметов. К 1941 году грамотность населения КАО достигла 80%. В довоенное время сформировалась карачаевская интеллигенция, выдвинулись крупные общественные и государственные деятели, ученые, просветители: У.Алиев, К. Курджиев, И. Хубиев, И. Каракотов, М.Урусов, А,-К. Батчаев, А. Биджиев, А. Уртенов, далеко за пределами Карачая звучали песни народных певцов-сказителей – К. Кочкарова, А. Джанибекова, И. Семенова.

Последствия репрессий в сфере культуры, науки, образования были тяжелейшими и очень медленно и тяжело восполняемыми. Еще до депортации большинство творческой и научной интеллигенции Карачая было уничтожено во время репрессий 1937-1941 гг., часть погибла на фронте. Депортация усугубила культурную изоляцию народа. Нужно учесть и то, отметила Зухра Басхануковна, что в условиях жизни в ссылке действовали ограничения для карачаевцев в возможности получить образование, карачаевцы практически не допускались к обучению по юридическим, военным и инженерным специальностям, не издавались книги наших поэтов и писателей, в изданиях не печатались журналисты.

Не издавались научные труды, практически не существовала литература и журналистика и другие сферы творческой и научной деятельности. В результате развитие культуры, литературы, искусства, науки карачаевского народа было отброшено на десятки лет. Четырнадцатилетнее вынужденное молчание, невозможность выразить себя, самым пагубным образом сказывались на самосознании, на духовном облике народа. Многие ситуации и события, происходившие уже по возвращении карачаевцев на родину, подтверждают это. Но эти факты не столь далекого прошлого приведены не для того, чтобы копить обиды, но для того, чтобы все поняли, что борьба за правду, справедливость и законность решается, прежде всего, в сфере науки, культуры, идеологии.

Шагабан Тоторкулов отметил, что общей идеологической базой выселения являлся курс руководства страны на формирование «советского народа». Коммунистический вождь ориентировался на более глубокие процессы – постепенное преодоление этнических и конфессиональных преград на пути к слиянию национальностей, в том числе путем ассимиляции малочисленных этносов более крупными. Именно поэтому депортированные народы на новых местах расселялись не компактно, а на обширных пространствах разных союзных республик Центральной Азии (например, карачаевцы – в 551 населенном пункте Казахской, Киргизской и Узбекской ССР). Велась политика ликвидации основ этничности – через запрет изучения национальных историй, родных языков, издание на них периодической печати и литературы, создание национальных культур.

Фактически высший орган партийного руководства – Политбюро ЦК ВКП(б) – впервые рассматривал вопрос о выселении северокавказских народов в феврале 1943 г., то есть сразу же после изгнания оккупантов с Северного Кавказа. 12 октября 1943 г. был принят секретный указ Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Карачаевской автономной области и об административном устройстве её территории».

В начале 1944 г. отмечалось, что в Казахстан прибыло 45427 карачаевцев, в Киргизию – 22900. В Казахстане более 25,2 тысячи человек было поселено в Южно-Казахстанской области, и около 20,3 тысяч – в Джамбульской. Все они находились в ведении 24-х спецкомендатур. В местах выселения над спецпоселенцами был установлен строгий контроль органов внутренних дел. Ссыльным запрещалось отлучаться от места жительства без разрешения спецкомендатур, поселяться ближе 20 км от железной дороги.

И практически сразу же по прибытии в места выселения карачаевцы проявили свой исключительно трудолюбивый характер. Они включились в колхозные сельхозработы по сбору хлопка, уборке свеклы и очистке ирригационной системы. В 1946 г. в отчетах зам. министра внутренних дел СССР указывалось, что «подавляющее большинство спецпоселенцев к труду относится добросовестно, а значительная их часть являются стахановцами и ударниками, перевыполняющими установленные производственные нормы». Уже в 1946 году 18-летняя звеньевая Нузула Кубанова и её товарищи за получение устойчивого урожая были удостоены медали «За трудовое отличие». Затем она же за рекордный урожай (по 832 центнера с гектара) была первой из карачаевского народа удостоена высшего звания Героя Социалистического Труда (8 мая 1948 г.). Позднее её ещё раз наградили медалью «За трудовое отличие», а также грамотой Президиума Верховного Совета СССР. С 14-ти лет в свекловодческом колхозе «Красная Звезда» Джамбульского района той же области трудилась Патия Шидакова. С 16-ти лет она стала звеньевой и уже в 1947 году была награждена медалью «За трудовое отличие». В связи с рекордными достижениями (1206 центнеров с гектара) ей было присвоено звание Героя Социалистического Труда (15 июня 1950 г.). Позднее она переехала в колхоз «Трудовой пахарь» в соседнем Свердловском районе, где добилась новых достижений, за которые получила ордена Ленина и Трудового Красного Знамени (1957 г.), медаль Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ). Также она была удостоена медали Мичурина и еще одной медали ВСХВ. Обе карачаевки получили высшее трудовое звание в 20-летнем возрасте. Высший орден Советского Союза – орден Ленина – в местах депортации также получили Асият Лайпанова, Балбу Эркенова, свекловоды Маруа Шаманова и Фатима Умарова, Мариям Хапаева, табаковод Патия Айбазова, доярка Каракыз Джатдоева, скотник Тинимек Семенов, чабаны Кожай Хубиев, Солтан Гербеков. Сотни карачаевцев были удостоены государственных наград, золотых и серебряных медалей ВСХВ, званий «Лучший тракторист Казахской ССР» и «Лучший комбайнер Казахской ССР», почетных грамот и т.д.

В последний год пребывания на чужбине труд карачаевцев получил высокую оценку руководства Казахской и Киргизской ССР. Совет министров Казахстана отмечал, что «карачаевцы показали подлинные стахановские методы труда и добросовестного отношения к порученному делу», а ЦК компартии Киргизии подчеркивал, что «подавляющее большинство карачаевцев работает активно, выполняет и перевыполняет производственные задания». Недаром местное партийно-советское руководство стало озвучивать планы по созданию карачаевской автономии в Казахстане. Но, получив возможность вернуться в родные края, карачаевский народ в 1957 г. стал в массовом порядке возвращаться на родину.

Выступавшие на круглом столе делились воспоминаниями о возвращении народа, о многолетней дружбе между нашими народами и все были едины во мнении, что черные страницы нашей истории закрыты навсегда.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
воспоминания День депортации карачаевского народа День памяти жертв депортации карачаевского народа депортация карачаевского народа Зухра Караева история история карачаевского народа карачаевская культура карачаевский народ круглый стол Къарачай Алан Халкъ Общественная палата КЧР общественные организации Шагабан Тоторкулов