Дееспособен ли игрок
Гражданский кодекс РФ, признавая в ст. 21 под дееспособностью лица способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, до недавнего времени допускал в качестве оснований для ограничения дееспособности граждан лишь злоупотребление спиртными напитками и наркотическими средствами, если подобные действия ставят семью в тяжелое материальное положение (ст. 30 ГК РФ). Федеральный закон от 30.12.2012 № 302-Ф3 еще одним основанием для ограничения лица в дееспособности признал пристрастие к азартным играм, которое является такой же зависимостью.
Игромания, так же как и злоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствами, есть выражение расточительности. Человек, чрезмерно увлекающийся азартными играми, растрачивает не только свои средства, но и средства своей семьи, чем ставит ее в тяжелое материальное положение.
Патологическую склонность к азартным играм называют лудоманией, игроманией, игровой зависимостью, гэмблинг-зависимостью (англ. gambling – игра на деньги), что заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей: такой человек не уделяет должного внимания своим обязанностям в этих сферах.
Проблемой чрезмерного увлечения азартными играми заинтересовались достаточно давно. Болезнь была квалифицирована еще в 1980 году Американской психиатрической ассоциацией и включена в списки заболеваний Всемирной организации здравоохранения.
Отдельные вопросы игровой зависимости интересуют не только медиков, но и правоведов, однако в правовое поле зрения попадает не столько зависимость как таковая, сколько ее негативные последствия для лиц, окружающих игрока, в первую очередь – его родственников. Последствия проявляются, как правило, в расточительности игрока. Соответственно возникает вопрос об ограничении возможностей лица распоряжаться имуществом и денежными средствами.
Для отечественного законодателя проблема ограничения дееспособности по основаниям расточительности, в том числе и пристрастия к азартным играм, не является новой. Статья 7 проекта российского Гражданского уложения 1904 года содержала среди прочих следующее положение: «Лица совершеннолетние могут быть объявлены судом недееспособными с учреждением над ними опеки… когда их расточительность угрожает повергнуть их самих или их семейства в бедственное положение». Однако понятие расточительности в дореволюционной российской цивилистике рассматривалось более широко: таковым признавалось не только чрезмерное увлечение азартными играми, но и безмерная и разорительная роскошь, излишества, беспутство и мотовство. Над расточителями устанавливалась опека.
Однако возникает ряд проблем при применении данной законодательной нормы на практике. Прежде всего, как разграничить лудоманию от обычного хобби? В отличие от алкоголизма и наркомании, выявление которых имеет многолетний опыт и не представляет особых трудностей, установить игроманию значительно сложнее. Алкоголизм и наркомания имеют яркую клиническую картину и проявляются не только в психологической зависимости, но и в явных физиологических отклонениях. Разработаны тесты и анализы, позволяющие выявлять алкогольную зависимость. Игровая зависимость устанавливается только на основании судебно-психологической экспертизы, что субъективно и во многом зависит от уровня квалификации эксперта. Диагностика не развита. Владельцы казино и игровых салонов не станут предоставлять информацию об игроках и суммах, которые они оставили в их заведениях. То есть доказательства, свидетельствующие о зависимости, будет очень сложно получить.
А. УРУСОВА,
специалист-эксперт отдела Управления Минюста по КЧР.
{{commentsCount}}
Комментариев нет