День республики № 194 от 21.12.2021

Памяти любимой тети Фени

24 декабря в 09:51
14 просмотров

Добрый день, уважаемые работники редакции газеты «День республики».

Я – Валентина Заболотная, до 2008 года проживала в Черкесске, сейчас же перебралась поближе к детям, в Краснодарский край. 14 ноября на 98-м году ушла из жизни моя тетя Феодосия Ильинична Овсянникова, уроженка станицы Усть-Джегутинской, (ныне город Усть-Джегута), где она прожила всю жизнь. Только последний год проживала у дочери в Черкесске. На похороны нам с детьми приехать не удалось – не стали подвергать семью опасности заражения ковидом, ведь всем нам уже за 70 лет.

Написать о факте смерти и просто выразить соболезнование не поднимается рука, люди этого поколения особенные, как и их удивительные судьбы. И мне очень захотелось рассказать о ней, так как мы с ней очень много общались, а она много чего рассказывала.

Это была удивительная женщина – труженица, человек с добрым, открытым и любящим сердцем. Много трудностей легло на плечи этого поколения, которое подарило нам Победу над врагом, и мы не можем не гордиться своим героическим победоносным народом. Особенно дороги воспоминания этих людей, которых осталось уже совсем немного.

Проводив отцов, мужей и братьев на войну, оставшиеся женщины и вдруг повзрослевшие дети стали той трудовой опорой, которая и дала возможность одолеть врага.

Когда началась война, тете Фене было 16 лет. Отец ушел на фронт, а она осталась с мамой и тремя младшими детьми. На тот момент в Усть-Джегутинском колхозе им. Микояна были организованы курсы по обучению девушек премудростям тракторного дела, и тетя подала туда заявление.

Их обучали всему: как разобрать и собрать, как отремонтировать не только трактор, но и все прицепное оборудование. Вот что рассказывала тетя Феня: «Днем сеем, а ночью пашем. Прикорнем на стану на пару-тройку часов, и снова – работать. О тяжести такой мужской работы говорить не приходилось, всем было трудно, но мы, девчата, справлялись. Я, свой СТЗ знала наизусть».

И так всю войну под лозунгом «Все для фронта – все для Победы» проработала она на своем колесном тракторе. Но благодаря этой работе она кормила всю семью.

Так случилось, что в мае 1945 года с Феней произошел несчастный случай – ей вывернуло руку, когда она рукояткой пыталась завести трактор. Руку чудом удалось спасти, но травма всю жизнь давала о себе знать. Ее перевели на легкий труд, и она два года проработала учетчицей. В 1947 году тетя Феня устроилась на свинарник и добрых 10 лет там отработала.

Скромная, тихая, малоразговорчивая, трудолюбивая, она стала лучшей свинаркой. «Я любила свою работу», – говорила тетя. Она всегда выхаживала весь выводок. «Поделю их в две коробки, поочередно через время подсаживаю их к матке, а потом кормили вроде бы одним и тем же, а мои поросятки всегда были лучше». Как лучшую свинарку ее даже направляли на ВДНХ с выращенным ею пятисоткилограммовым хряком.

Когда колхоз им. Микояна был преобразован в совхоз «Кубанский», тетя Феня устроилась работать на птичник. И здесь она была в числе лучших работников.

В 70-х годах она перешла работать на птицефабрику «Заря». Работала не покладая рук. В арсенале ее наград – медаль «За трудовую доблесть». Была ударницей всех пятилеток и победительницей соцсоревнований, награждалась путевками в санатории, дома отдыха, коврами и другими ценными подарками. «Я никогда не стремилась стать первой, я просто добросовестно работала. Бывало, по весне вокруг птичника так много буйной зеленой травы вырастало, а я накошу ее, порублю и в корм добавляю, и сразу заметно веселеет моя птица», – рассказывала тетя Феня.

Жизнь ее не баловала – отец Фени, вернувшийся с войны, в 50-х годах ушел из семьи. У мамы были проблемы со здоровьем. Сама Феня тоже была несчастлива в браке, одна воспитывала дочь Надежду. Но при этом никогда на судьбу не жаловалась, никого в проблемах не винила.

Растила своих сестер, брата, вместе с ними подрастала и ее Надя. Она заботилась обо всех. Пришло время, и сестер выдала замуж, и все это было просто и обыденно, без пафоса и громких слов, и никто даже не задумывался, что могло быть как-то иначе.

У нас была большая дружная семья. Жили мы в разных местах, но она, как квочка, собирала нас, своих птенцов, вокруг себя. Она была центром притяжения в нашей семье. В центре внимания ее были все родные: семьи брата и сестер, дочери, племянников и их детей. Если у кого случались трудности, то она первая приходила на помощь.

Летом я всегда отдыхала у бабушки и тети Фени. Я до сих пор помню тот свинарник, куда она брала меня с собой. Я навсегда полюбила черешню, ведь именно черешневыми садами проходила дорога на свинарник. Пришло время, и уже наши дети узнали любовь и заботу бабушки Фени.

Уйдя на пенсию в свои 55 лет, так как нужен был уход за мамой, и уже будучи на пенсии, она упала и повредила позвоночник, но и с этим справилась, конечно, не без помощи и поддержки семьи дочери. Зятя Николая она любила и гордилась им – он такой же, как и Надя, унаследовавшая лучшие мамины черты, заботливый, внимательный и бескорыстный.

И еще об одной страничке жизни тети Фени хочется рассказать. Всю жизнь она прожила в Усть-Джегуте и, конечно, была прихожанкой православной церкви. Как-то к ней обратились с просьбой поработать в церкви (в кассе). Я как-то спросила, а какую вы там зарплату получали? И она ответила: «Что ты, Валя, какие там деньги, ведь мы сами ездили да собирали помощь от других, а у меня пенсия хорошая была, зачем мне лишнее?» Сегодня нечасто встретишь человека, который бескорыстно отработает 10 лет, но она не работала – она служила Господу.

Все посеянное добро всегда возвращается, поэтому, когда тете Фене потребовалась помощь, ее окружили любовью и заботой. Последние 10 лет с ней жила и заботилась о ней младшая сестра Оля, под чутким патронажем Николая и Надежды.

Вот такой получился рассказ о моей любимой тетечке Фене.

В. ЗАБОЛОТНАЯ.

Поделиться
в соцсетях
биография ветеран труда воспоминания из почты редакции люди память судьба человека трудовая деятельность Феодосия Овсянникова