«Я всегда хотел быть только художником!»
Первое, что поражает, когда входишь в республиканскую детскую библиотеку имени С. П. Никулина, это удивительное ощущение покоя и теплоты. Словно попадаешь в другой мир. Там, за окном, царят холодное равнодушие и вечная суета, а здесь тебя встречают приветливые, интеллигентные люди, которые буквально обволакивают тебя своим радушием и вниманием. Одним из таких замечательных людей является и Азрет Османович Хубиев, отметивший на днях свой 65-летний юбилей.
Член Союза художников России Азрет Хубиев создает изумительные по красоте картины. Это и пейзажи, и портреты, и натюрморты, и тематические композиции. Он не боится работать в разных техниках: стенная роспись, витраж, книжная графика и сграффито. Ему подвластны и дерево, и гипс, и даже штукатурка – такой сложный и капризный для художника «холст».
Азрет Османович – неимоверно скромный, но интересный человек, встреча с которым – приятный подарок для всех, кому довелось с ним пообщаться.
Азрет с детства любил рисовать, и, когда учился в 4-м классе, отец отвел его в художественную школу. Она была через дорогу от дома, в котором жил будущий художник, на улице Первомайской.
– Я сам немного удивляюсь тому, что мне и в голову не приходило быть кем-то другим, кроме как художником. Я всегда хотел быть только художником и всегда рисовал с удовольствием, – рассказывает Азрет Османович. – Интерес к рисованию проявился, когда мне было лет пять-шесть. Помню, отец рисовал мне всадника с саблей. Какое это было счастье!
После школы Азрет Хубиев поступил в Карачаево-Черкесский пединститут на художественно-графический факультет.
– И там я уже четко понимал, что хочу заниматься именно изобразительным искусством, – делится художник. – Стал принимать участие в первых выставках. Большим авторитетом у нас, студентов, пользовался педагог Кемал Хачиров, окончивший Академию художеств в Петербурге. Его мастерство вызывало у молодежи восхищение. Что-то абсолютно новое, свежее, необычное привнес и Мухадин Карданов. Он любил классическую музыку на занятиях…
И все-таки в том, кем он стал, определяющую роль, считает художник, сыграли его родители. О них Азрет Османович рассказывает с особой теплотой.
– Отец до того, как женился, окончил рабфак, работал в газете, в возрасте 19 лет стал членом Союза писателей СССР. А мать была домохозяйкой с образованием четыре класса. Но дело в том, что при этом образовании она была прекрасной собеседницей, писала стихи, умела все делать по дому. В годы депортации наша семья жила в Киргизии. Отец после ранения работал объездчиком. Зарплата его была ведро пшеницы, а нас – восемь детей. Но мы выстояли. Мама умела делать все, начиная от обуви и заканчивая головным убором. И люди к ней обращались с заказами.
А уже когда мы вернулись в Карачаево-Черкесию, мне тогда было два года, тоже было непросто. Отец – литератор, а детей нужно не просто прокормить, но и выучить, женить, выдать замуж. Мать вязала, а мы, дети, ей помогали. Из шерсти сами делали нитки, из которых мать уже вязала на продажу изделия. Она до конца своих дней сохраняла живость ума, умела организовать всю семью, настолько была в самом лучшем смысле человеком заземленным, что отцу с ней было очень легко.
Мои родители – это идеал семьи для меня. Во время войны, когда отец с ранением находился в госпитале и только родился мой старший брат, мама ночью с годовалым ребенком шла до Ставрополя пешком, чтобы увидеть мужа, а тут тогда были немцы. Было очень опасно…
Отец двадцать лет возглавлял Союз писателей Карачаево-Черкесии, и поэтому у нас дома было много интересных людей. Творческая атмосфера, их общение, которое я впитывал с детских лет, думаю, значительно повлияли на меня. Отец был очень интересным собеседником и для нас, детей. И до последнего, когда уже был в преклонном возрасте и очень сильно болел, никогда не пытался убить время, всегда старался узнать что-то новое. Вот это и есть воспитание. Семья – это самый главный университет каждого из нас.
О своей работе в Карачаевском драматическом театре, которому отдал 28 лет плодотворной работы, Азрет Османович говорит как о важном творческом этапе.
– Театр для художника – это тоже в какой-то степени университет. Там я работал и в качестве декоратора, и в качестве постановщика. Это сложно, но интересно. И когда получается, и даже когда не получается, еще интереснее, ведь нужно решать новые задачи. К сожалению, театр сейчас переживает не лучшие свои времена, и поэтому я оказался сейчас вне театра. Художник-постановщик в театре – это в какой-то мере режиссер, который должен все детально продумать. Каждое зрительное пятно на сцене должно играть, включая освещение, цвет декораций, костюмы, реквизит. И нужно обязательно через себя это все пропустить. Даже Леонардо да Винчи говорил: «Где дух не водит рукой художника, там нет искусства».
С особым трепетом и любовью Азрет Османович рассказывает о республиканской детской библиотеке имени С. П. Никулина, которая сыграла важную роль в его жизни:
– В библиотеке я работаю уже 37 лет. Началось все с одного заказа. Я делал вместе с моим другом роспись на стене. Она до сих пор есть в библиотеке. В то время директором была Людмила Федоровна Тылик. Она предложила мне здесь работать, ну и, конечно же, я согласился. Затем меня пригласили в Худфонд, но там я проработал недолго. В один день меня сбивает машина, повреждения были серьезные. Пришлось долго восстанавливаться. Был на первой группе инвалидности, а шли лихие 90-е. В такое тяжелое время я остался фактически без работы. И вдруг звонок: Людмила Федоровна снова предлагает работу. И вот с 1993 года я уже не оставлял библиотеку. Именно здесь я нашел свою вторую половинку. В один из рабочих дней захожу в читальный зал, а там новая работница. А уже через полгода мы стали с Заримой семьей. И вот уже восемнадцатый год дружно живем вместе. У нас сын, которому шестнадцатый год идет. Поэтому я так благодарен Людмиле Федоровне. Она проявила такую теплоту, такую человечность! И по сей день я чувствую это внимание, эту заботу. Наша дружба за 37 лет стала только крепче.
Конечно же, после таких прекрасных слов нельзя было не встретиться и с самой Людмилой Федоровной, которая не оставляет родную ей библиотеку и продолжает заботиться и о коллегах, и о юных читателях.
«Наш коллектив – это живая история библиотеки, – улыбаясь, рассказывает Л. Тылик. – И наши отношения из служебных давно переросли в родственные. Мы вместе пережили много трудностей. Судьба свела меня с Азретом – молодым, неженатым красавцем, когда он только что пришел из армии. Интеллигентный, деликатный. Что меня всегда поражало: он видит в каждом человеке красоту и своим искусством дарит красоту всем. Невероятно талантливый, человечный. Его горячее сердце открыто к доброте и состраданию. Он у нас – душа коллектива.
При входе в библиотеку висит портрет Никулина, написанный Азретом. Художник настолько точно передал характер и черты Сергея Петровича, что просто поразительно! Много своих работ Азрет подарил лично мне. И есть среди них одна, с видом на Эльбрус. Там очень интересное освещение на картине. У меня одно время тяжело болела внучка. И я поставила эту картину рядом с ее кроватью. И это поразительное освещение Эльбруса, те краски света, которые буквально лились с картины, я думаю, благотворно повлияли на самочувствие моей внучки, и она вскоре пошла на поправку. Картины Азрета действительно поражают. Каждый мазок настолько вырисован, что никто не может пройти равнодушно мимо такой красоты».
«Азрет Османович всегда выше бытовых, житейских проблем. Какая бы ситуация ни возникла, он всегда старается находить только хорошее, – добавляет заместитель директора библиотеки Ольга Каргинова. – Даже после страшного ДТП он сумел сам восстановить себя. Не только талантливый, но и очень эрудированный человек, готовый всегда рассказать что-то интересное. Общение с ним – всегда счастье!»
{{commentsCount}}
Комментариев нет