Дети – это результат нашего воспитания
Для встречи с почетным работником образования РФ, учительницей информатики Кумышской СОШ Индирой Батчаевой у меня нашлось несколько информационных поводов.
Первая причина – исполнилось 30 лет педагогической деятельности учителя-новатора, заявившей о себе с самого начала как пытливая и неординарная личность, которую полюбили ученики. Вторая – прошедшей осенью Индира Сеитбиевна стала участницей I Всероссийского форума классных руководителей, и теперь хотелось узнать, как полученные впечатления, знания, обмен опытом с коллегами используются ею на практике. И, наконец, было желание воочию убедиться, что дистант – полноценный способ получения знаний, если, конечно, урок ведет увлеченный и зовущий за собой уважаемый учениками учитель…
На удаленке, но всегда на виду
Кумышская СОШ имени Муссы Батчаева на минувшей неделе, как и другие школы республики, встречала тишиной. Но в учительской и в предметных кабинетах педагоги были заняты напряженной работой: кто-то по расписанию вел уроки в режиме онлайн, не отрывая глаз от мониторов, где на экране мелькали лица учеников, кто-то был занят документацией. Что ж, отчетов разного жанра российскому учителю, как всегда, не занимать.
В кабинете информатики Индира Сеитбиевна вела урок – видеоконференцию со своим 9 «б», где она классный руководитель. Во время оргмомента, пока учительница вела перекличку с учениками и выходила с ними на связь: «Зурида, тебя плохо видно, выбери другой ракурс», «Къурман, открой учебник», «Мариям, отзовись!» – я огляделась вокруг.
Что ж, такому кабинету может позавидовать любая школа! Просторный светлый зал с удобной мебелью, 31 компьютер, в том числе 15 стационарных, роскошный интерактивный комплекс «Прометей»… Да, недаром Кумышская школа в числе первых в республике стала обладателем президентского гранта в миллион рублей.
Во многом материально-техническая база школы в последние годы укрепилась благодаря участию в нацпроекте «Образование».
И как считают кумышские учителя, во многом это заслуга директора школы Маргариты Кошкеновны Чомаевой, талантливого организатора учебно-воспитательного процесса, поборника прогрессивных инноваций. Сегодня, к примеру, в этой школе в целом около 80 современных компьютеров!
Но вернемся к уроку, тема которого меня заинтересовала. В тот день девятиклассники приступили к разделу «Электронные таблицы Excel». Учительница в образной форме рассказала о том, что до появления компьютерных технологий в деловой сфере выполнение громоздких однотипных расчетов: заработной платы, системы учета материальных ценностей, стоимости товаров и услуг и т. д. велось с помощью калькуляторов, а полученные результаты вручную заполнялись в графах. При этом частенько возникали ошибки и погрешности. В наши дни с этим справляются данные электронные таблицы, которые используются во всех сферах жизни для проведения экономических и бухгалтерских учетов. На экране учительница продемонстрировала образцы таблиц с комментариями и дополнениями. Было дано домашнее задание: выучить параграф в учебнике и по выбранным в сетях таблицам проанализировать, к какой сфере деятельности они относятся.
Дистанционный урок был завершен, разумеется, без звонка на перемену, но все равно ощущался тот эффект присутствия, который имеется при крепкой духовной связи близких людей.
– С детьми в течение этих двух недель дистанционки: и во время видеоуроков, и вне их – всегда была на связи, – говорит Индира Сеитбиевна. – Ведь как классный руководитель я несу за них ответственность круглосуточно. У меня в 9 «б» 24 ученика. Девчонки, как на подбор, воспитанные, предупредительные, а вот мальчишки беспокойные. Некоторые сейчас болеют, переживаю за них. Судьбу каждого моего ученика пропускаю всегда через себя, и так – тридцать лет. Не могу иначе. Учительство всегда было и остается, я думаю, призванием. А наши дети – наше будущее. Как мы их воспитаем, что вложим в них, так страна и будет развиваться.
Педагогика – это не профессия
Она никогда не забудет свое первое классное руководство, когда через месяц после работы в школе тогдашний директор дал ей самый неуправляемый класс – восьмой: 34 ученика, среди которых было немало отпетых хулиганов, бузотеров и двоечников.
Но каждый раз, приходя в класс, словно ныряя в омут с холодной водой, она все равно пыталась искать ключи к сердцам ребят. То от имени аула похвалит чьего-то отца или старшего брата, то перескажет интересную статью из «Комсомолки» и, воспользовавшись паузой, включит подростков в учебный процесс.
Долго ли коротко ли, но взаимопонимание с тем 8-м классом она нашла и благополучно довела до окончания школы.
Когда в 2010 году, объявленном Годом учителя, был организован региональный конкурс на лучшее сочинение о любимом учителе, признанный эрудит Кумышской школы, победитель районных олимпиад по информатике, десятиклассник Ханафий Хасанов написал: «Наша Индира Сеитбиевна – настоящий революционер компьютерной технологии. Благодаря ей с интернетом подружилась не только вся школа, но и большая часть Кумыша. Многие аульчане отказались от приобретения роскоши, чтобы в доме стоял приличный ноутбук – такой вот народный «роман» с компьютером. Для нашей учительницы педагогика не профессия, а образ жизни и судьба».
Уроки классного форума
На состоявшемся в Москве 9-10 октября 2021 года Всероссийском форуме классных руководителей нашу республику в числе 7 педагогов представляла и моя героиня. Тысяча учителей со всех концов страны получили возможность стать участниками двенадцати круглых столов, проходивших в Гостином дворе, где речь шла о профессиональной этике педагога, искусстве социализации классного коллектива, профориентации школьников, новых веяниях в воспитательной работе с поправкой на реалии современной жизни. А ярмарка образовательных проектов раскрыла широкие горизонты для самореализации учителей-предметников. Как сказал на открытии форума министр просвещения РФ С. Кравцов, на первом месте в образовании стоит воспитание, на втором – обучение.
– Самое главное, что я почерпнула для себя за те два незабываемых дня октября ушедшего года, – современный учитель должен опережать время и быть на одной волне со своими воспитанниками, – говорит Индира Сеитбиевна. – Но это вовсе не означает потакать им и идти у них на поводу, нужно направлять их в нужное русло.
– Индира Сеитбиевна, у вас в руках мощный инструмент – компьютерные технологии, которыми вы в совершенстве владеете, а это максимально приближает вас к школьникам, увлеченным гаджетами, но… «Учиться им неинтересно, лишь бы в гаджетах посидеть», – считают взрослые.
– На форуме мы говорили и об этом: как сделать так, чтобы дети в сетях искали не развлечения, а способ самореализации, самообразования. Большое внимание стараюсь уделять приобщению учащихся к этике и корректности во время общения в сетях. «Здравствуйте», «пожалуйста», «будьте добры», «с уважением к вам» – теперь мои ученики не обходятся без этих волшебных слов во время переписки как со взрослыми, так и со сверстниками.
– Главная мысль для вас, прозвучавшая на форуме?
– Когда педагог становится для класса классной мамой, это дорогого стоит!
Досье
Индира выросла в многодетной семье. Отец, Сеитбий Батчаев, работал водителем местной ПМК, мама, Асият Алиевна, – сезонной рабочей в совхозе «Кумышский». После окончания школы на физмате КЧГПИ она открыла для себя лаконичный язык формул, по-новому взглянула на мир точных наук. В 1991 году она пришла учителем физики в родную Кумышскую школу, как раз вступавшую одной из первых школ в Карачаево-Черкесии в «эру компьютеризации». После прохождения курсов по информатике в РИПКРО молодая учительница в своем педколлективе стала локомотивом, внедрявшим в школе освоение компьютерных технологий…
{{commentsCount}}
Комментариев нет