День республики № 27 от 15.03.2022

Человек, верный своим идеалам

Сегодня Салыху Хапчаеву, директору Государственной Национальной библиотеки КЧР им. Х. Б. Байрамуковой, исполнилось 75 лет

29 марта в 12:00
16 просмотров
Салых Хапчаев ко всему относится вдумчиво
Салых Хапчаев ко всему относится вдумчиво
Источник — Фото из архива «ДР»

Мало кто в нашей республике не знает Салыха Юсуфовича Хапчаева. Не по возрасту энергичный и активный, он умеет заряжать людей своей неиссякаемой энергией. Он никогда не сидит без дела и не дает расслабиться своим сотрудникам. В результате получается сделать очень много важного и нужного всей республике.

Шустрый малыш

Семья Салыха Хапчаева по возвращении на родину в 1957-м осела в селе Гюрюльдеук, где маленькому Салыху предстояло выучить русский язык, ибо в Кен-Арале он говорил лишь по-карачаевски да по-киргизски. Все считали, что он легко справится: с ранних лет Салыха отличало умение говорить образно и интересно, он любил книги о героях, путешественниках, первооткрывателях. И шустрый малыш не только освоил язык русской классики, но и стал вскоре посылать заметки в областную газету.

Узнав, что автору всего двенадцать лет, в редакции мальчугану посоветовали «подрасти». В ответ умненький мальчик стал подписывать свои корреспонденции «С. Хапчаев, рабочий». Проходило. Публиковали.

Правда же выплыла случайно, когда постоянный корреспондент из Гюрюльдеука получил приглашение на совещание селькоров и приехал в редакцию, располагавшуюся тогда в Доме Советов. Мальчонку поразили две вещи – обилие мужчин в галстуках и… батарея центрального отопления. От неё исходило приятное тепло, но мальчику почему-то казалось, что она может взорваться. От этих размышлений его отвлёк Али Кульбеков, тогдашний заведующий отделом писем, спросивший у Салыха, что он тут делает. «Меня пригласили», – гордо ответил юный журналист и продемонстрировал изумленному Али приглашение. В итоге на совещание Салых всё-таки попал, просидев два часа на коленях у маститого журналиста, ибо стула для него не хватило.

Идеалы коммунизма

После школы он заочно поступил на филологический факультет КЧГПИ. Он видел традиционное почтение к учителям и понимал, какие перспективы открывает истинное образование. Но оказалось, что все это время за его публикациями следили, его заметил председатель Прикубанского райисполкома Владимир Хубиев, который в те годы был не только партийцем, но и ярым мотоциклистом, доказательством чему служил чуть скошенный на сторону нос – последствие аварии на гонках. Хубиев взял его инструктором, и они вместе проработали два года, с 1968-го по 1970-й, пока молодого специалиста не отозвали в Черкесск, в обком комсомола. «В те годы любой человек, попавший в кадровый резерв партии, знал своё будущее», – рассказывает Салых Юсуфович.

После пяти лет работы в комсомоле его направили на учёбу в Ростов, в Высшую партийную школу. Салых Юсуфович с улыбкой вспоминает читавшую им лекции старую большевичку Александру Гадуху, пытавшую его однокурсника Костю Кадиева вопросом: «Являются китайцы правыми оппортунистами или левыми?» Старушка страшно любила пиво, и это пристрастие слегка «подмачивало» образ «верной ленинки», но во всем остальном – от неизменной тужурки до вечной сигареты в зубах – она была вылитая Инесса Арманд… в старости.

«Ну, а верили ли вы сами в идеалы коммунизма?» – провоцирую вопросом Салыха Юсуфовича. Он опускает глаза и мрачнеет: «Верил, конечно… Все верили. Очень жаль, что все потеряли…»

В его лице проступает что-то растерянное, однако отнюдь не располагающее к насмешкам, затаенная боль, которую он не склонен обнажать, но подавить которую тоже выше его сил. Я спешу перевести разговор на другие темы…

«Новая свадьба»

Ещё в 1974 году молодой партийный работник в совхозе-техникуме «Кавказский» встретил выпускницу РГУ Тамару Коджакову, заместителя секретаря комсомольской организации. Долго приглядывался, давал поручения, часто приезжал проверять выполнение и, наконец, через полтора года сделал предложение. Однако только что завершился III пленум обкома партии, жёстко осудивший «варварские обычаи прошлого», среди которых значилось и воровство невест. Молодой секретарь горкома должен был подать пример «новой, современной» свадьбы. С братьями он по договорённости приехал в село Чапаевское, где проживала невеста, чинно забрал её и повез на регистрацию, а оттуда – в ресторан. Поданный пример высокой коммунистической сознательности не вызвал особого подражания, но, назло поклонникам старины, брак оказался удачным: супруги живут вместе уже много лет.

«Мэр» Карачаевска

После окончания Высшей партийной школы Хапчаев направляется в Карачаевск, сначала вторым секретарем горкома партии, а затем – председателем горисполкома, проще говоря – мэром. Сегодня он с гордостью вспоминает, что за время его руководства 350 семей получили квартиры, в музее приветствовали миллионного туриста и работали все шахты… (В забой одной из них он, кстати, однажды сгоряча спустился… и долго после бормотал услышанные в детстве от отца слова молитвы и обещал сделать курманлык, если выберется из-под земли живым. Шахтёры, увидя его на глубине 800 метров, изумились и попросили… сливочного масла, бывшего тогда в большом дефиците. Оказавшись наверху, Хапчаев «наложил лапу» на «Курортторг» и всё имеющееся в запасе масло отправил шахтёрам…)

В 1987-м его перебросили в обком, а оттуда Валентин Лесниченко перевёл его на работу в областной Совет народных депутатов, главой которого он сам был «по совместительству». Тогда Совет насчитывал 150 депутатов, и именно тот состав был инициатором выхода области из состава Ставропольского края.

В 1991 году, 3 июля, был подписан закон об образовании республики, и этот день стал днём рождения КЧР. А полтора месяца спустя страна услышала аббревиатуру «ГКЧП» и приникла к экранам телевизоров, наблюдая за событиями путча. Хапчаев сочувствовал путчистам: «Они видели, что разрушается страна, и хотели спасти СССР…»

Парламентарий

История парламентаризма в республике начинается с 1995 года. К этому времени в провозглашенной в 1991 году республике наблюдалось полное отсутствие правовой базы для функционирования органов власти. Необходимо было немедленное принятие Конституции и избрание Парламента, но Народное Собрание требовали собрать на паритетной основе, что противоречило, в свою очередь, федеральному законодательству.

Не без вмешательства Москвы консенсус был найден. 10 июня 1995 года состоялись первые альтернативные выборы депутатов НС КЧР. Было избрано 73 депутата. В состав первого Парламента входили руководители предприятий, учреждений, представители интеллигенции. «Первый Парламент был самым лучшим», – вспоминает сегодня Хапчаев. 5 марта 1996 года на сессии была принята первая Конституция КЧР. Позже утвердили символику республики: Герб, Гимн, Флаг, а также приняли ряд первоочередных законов: о выборах депутатов Народного Собрания, Главы, о Правительстве, местном самоуправлении, об управлении государственной собственностью КЧР, о языках народов республики, о статусе республиканского центра и ряд других…

Сегодня в жизни и политике многое изменилось, считает Салых Юсуфович. Значительно снизился уровень компетентности народных избранников. Сам Салых Хапчаев избирался депутатом всех созывов Парламента и может быть назван профессиональным законодателем. Он наизусть цитирует своды законов, основные положения регламента, и многие будут весьма удивлены, узнав, что помимо активной законотворческой деятельности он еще успевал… писать стихи и рассказы. Узнав об этом, провоцирую Салыха Юсуфовича вопросом: «А бывало, что Муза прилетала на парламентском заседании?» Но на сей раз мне не удаётся застать его врасплох. «Бывало, конечно. Особенно, когда становилось скучно на сессии. Иногда писал на полях будущих законов…»

Хранитель знаний

В 2009 году Салых Юсуфович стал директором Государственной Национальной библиотеки КЧР имени Халимат Байрамуковой. Здесь пригодились и его административный опыт, и депутатский потенциал. По его инициативе был пересмотрен закон «О библиотечном деле в КЧР», принята целевая программа «О развитии библиотечной системы в КЧР». Большая работа проведена по укреплению и развитию материально-технической базы, по переводу книжного фонда на электронные носители. Богатейший фонд библиотеки становится доступным для читателей всего мира. Библиотека является настоящим культурным центром республики, здесь часто проходят встречи с молодежью, собираются ученые, литераторы, общественники.

…Оглядываясь в прошлое, Салых Хапчаев замечает, что «на пенсию ушёл со спокойной совестью». Не менял взглядов, вырастил сына, не предавал друзей – значит, прожил достойно. Чего ещё желать человеку?

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
75 лет биография воспоминания ГНБ КЧР им. Х. Б. Байрамуковой люди Народное Собрание КЧР Парламент КЧР Салых Хапчаев судьба человека трудовая деятельность юбилей