День республики № 39 от 12.04.2022

Особые дети мечтают жить как все

20 апреля в 15:34
 просмотров
Участников круглого стола приветствовали воспитанники коррекционной школы Черкесска
Участников круглого стола приветствовали воспитанники коррекционной школы Черкесска
Источник — Фото Светланы ОСЕЦКОЙ

В преддверии Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма, который отмечается 2 апреля, Общественная палата КЧР провела выездное заседание на базе коррекционной школы Черкесска.

Место встречи

В рамках встречи состоялся круглый стол на тему: «Организация социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами». Его участниками стали члены Общественной палаты КЧР, Уполномоченный по правам ребёнка в КЧР Наталья Бондаренко, член Общественной палаты КЧР и директор коррекционной школы Ирина Борисова, представители законодательной и исполнительной власти, родители детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), представители администраций муниципальных районов и образовательных учреждений г. Черкесска.

Место для обсуждения было выбрано не случайно, ведь коррекционная школа города Черкесска имеет обширный многолетний опыт работы с детьми с особенностями здоровья. Многолетняя практика показывают, что вырастить и воспитать таких детей – непростая задача, еще сложнее их социализировать, привить им простейшие навыки самообслуживания. Об особенностях адаптации и передовых методиках социализации детей с ограниченными возможностями здоровья рассказала в ходе экскурсии по образовательному учреждению Ирина Борисова. Участникам круглого стола также показали учебные классы, кабинеты социальной адаптации детей, рассказали про учебные материалы и распорядок дня учащихся. К Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма стены школы были украшены синими шарами и плакатами, а все участники мероприятия получили нагрудную синюю ленту.

Видеть проблему изнутри

Председатель Общественной палаты КЧР Елена Ляшова предложила начать круглый стол не с проблем, как принято на заседаниях общественников, а со знакомства с лучшими практиками работы с детьми с ОВЗ на примере работы учреждений города Черкесска. Такой подход поможет участникам узнать работу учреждений образования изнутри и покажет актуальность поднятых проблем.

Очевидно, что такого рода выездные заседания будут способствовать решению имеющихся проблем.

В обучении детей с особыми образовательными потребностями в России на данный момент применяются три подхода. Во-первых, это дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов.

Во-вторых, в классах (группах) в общеобразовательных учреждениях. В-третьих, инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми. О каждом этапе рассказала заместитель начальника управления образования мэрии муниципального образования г. Черкесска Наталья Слободчикова на примере образовательных организаций столицы Карачаево-Черкесии.

Все начинается с садика

Наталья Александровна отметила, что включение детей с инвалидностью и ОВЗ в систему образования начинается с раннего возраста. Раннюю помощь таким детям и их семьям оказывает детский сад № 6 «Ручеек». Также работают спецгруппы в 6 детских садах Черкесска, в которых дошкольное образование получают 102 ребенка. На базе детских садов также работают группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, зрения и задержкой психического развития.

– В данных детских садах созданы оптимальные условия реабилитации и абилитации детей-инвалидов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Для осуществления индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом их особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей в образовательном процессе участвуют педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, сурдопедагоги, тьютеры и ассистенты, – сообщила Наталья Слободчикова.

На примере детского сада № 37 «Полёт» его заведующая Галина Озова рассказала о работе коррекционной группы для детей с задержкой психического развития, которая была открыта в 1997 году.

Детство без барьеров

Наталья Слободчикова также сообщила, что в школах города Черкесска обучается 171 учащийся с ОВЗ и 355 детей с инвалидностью, что составляет 3% от общего числа школьников. Инклюзивно по адаптированным программам обучаются 46 учеников с ОВЗ, еще 301 школьник обучается на дому. Безбарьерная среда учтена в 9 общеобразовательных учреждениях г. Черкесска.

С 2017 года в республиканской столице проходит внедрение инклюзивного образования в общеобразовательных организациях. Например, гимназия № 13 стала одной из первых организаций, включивших модель инклюзивного образования в условия общеобразовательной школы. Опытом работы с особенными детьми поделилась заместитель директора по учебно-воспитательной работе этой гимназии Светлана Писарева. А о роли технического творчества в социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ участникам круглого стола рассказал директор Станции юных техников г. Черкесска Андрей Уманский.

Исправить и направить

Гордостью образовательной системы города Черкесска является коррекционная школа, в которой создано развивающее и обучающее пространство в фирменном стиле проекта «Доброшкола» федерального проекта «Современная школа». На базе этой школы организовано 12 специальных коррекционных классов для 123 обучающихся с ОВЗ (из них 116 детей-инвалиды). Несмотря на то, что школа расположена в небольшом здании, каждый уголок учебного заведения использован с максимальной пользой. Ребята занимаются декоративно-прикладным искусством, работают в мастерских, учатся шить, готовить пищу и обслуживать себя в быту.

– Мы сегодня поднимаем очень важную проблему детей с ОВЗ, которые так нуждаются во внимании, поддержке и заботе со стороны не только государства, но и общества. Образование является неотъемлемым правом человека. Современная школа должна быть готова обеспечить успешное обучение и социализацию детей с особыми образовательными потребностями. К сожалению, по статистическим данным, количество детей с ОВЗ и инвалидностью в мире ежегодно растет и составляет 10% от общего населения планеты. Среди детей с ОВЗ, пожалуй, самую большую группу составляют дети с ментальными нарушениями, которые обучаются и в нашей школе. Большинство детей, поступающих к нам, не посещали детские дошкольные образовательные организации, и у них недостаточно сформированы даже самые элементарные учебные и социальные навыки. В результате школа является первоначальным звеном формирования у обучающихся навыков жизненной компетенции, которые будут им необходимы в дальнейшей самостоятельной жизни. С учетом значительного отставания в развитии детей образовательный процесс строится на основе предметно-практической и коррекционно-развивающей деятельности, которая способствует развитию познавательной деятельности, социального опыта, коррекции личности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, – сказала директор коррекционной школы Ирина Борисова.

Немаловажным в развитии детей с ОВЗ является тесное взаимодействие родителей и педагогов. Опытом воспитания особенного ребенка поделился Мурат Хутов. Мужчина рассказал, что его ребенок, несмотря на ограниченные возможности здоровья, стал одним из первых детей в Карачаево-Черкесии, который смог пойти в обычную школу. А благодаря комплексному подходу и партнерству с учителями удалось добиться хороших результатов в учебе и адаптации в среде сверстников.

К слову, получить профильную помощь педагогов и психологов могут не только родители детей-инвалидов. На базе детского сада «Мамонтёнок» и центра образования №11 работают региональные консультационные центры, в которых родители и законные представители детей могут получить квалифицированную психолого-педагогическую, методическую, консультативную помощь.

Есть и специализированные учреждения «Забота» и «Росинка» для детей, нуждающихся в постоянном уходе и квалифицированной помощи. Об особенностях работы подведомственных учреждений рассказала начальник отдела Министерства труда и социального развития КЧР Айшат Салпагарова.

Быть нужными

После обмена опытом участники заседания рассмотрели проблемные области в образовании детей с ОВЗ. Среди основных проблем – теснота помещений, перегруженность учебных классов и нехватка кадров. Все предложения и инициативы были изложены в резолюции, которая после утверждения будет направлена в соответствующие органы власти. Главной задачей в резолюции обозначено достижение такого уровня адаптации детей с ОВЗ, при котором они смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны.

В завершение заседания Общественной палаты КЧР воспитанники коррекционной школы исполнили гимн аутистов и подарили гостям синие шары. Во внутреннем дворике образовательного учреждения в рамках акции «Зажги синим» воздушные шары были выпущены в небо.

Справка

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН и с 2008 года ежегодно отмечается 2 апреля. Главная цель – привлечь внимание к проблемам детей, страдающих аутизмом.

Раиса АРНАУТОВА
Поделиться
в соцсетях
Айшат Салпагарова акция "Зажги синим" безбарьерная среда дети с ограниченными возможностями здоровья дети-инвалиды детский сад "Мамонтёнок" дошкольное образование Елена Ляшова заседание инклюзивное образование Ирина Борисова Консультационный центр коррекционная школа г. Черкесска круглый стол лицом к проблеме Международный день распространения информации о проблеме аутизма Министерство труда и социального развития КЧР Наталья Слободчикова образовательные организации общеобразовательные учреждения Общественная палата КЧР проект "Доброшкола" Современная школа социальная адаптация детей федеральный проект Центр образования №11 Черкесск