День республики № 51 от 12.05.2022

Талантливый в каждом мазке кисти

В этом году художнику Хаджи-Мекеру Хамитовичу Чомаеву исполнилось бы 90 лет

13 мая в 14:52
18 просмотров
Художник Мекер Чомаев
Художник Мекер Чомаев

Он родился в мае 1932 года в селе Учкекен, но подростковый период и юность его пришлись на депортацию…

– Я начал помнить себя очень рано – лет с шести, – говорил о себе Мекер (так называли его друзья), – я бы сказал, даже еще раньше, да боюсь, не примешиваются ли к моим воспоминаниям слышанные в детстве рассказы. Например, мама часто говорила о том, что в детстве я без устали лепил разные фигурки из глины, потом стал разрисовывать древесным углем стены дома разными живописными легендами – горы, скалы, лошади…

Окончив в Азии среднюю школу, Мекер поступил в художественное училище г. Фрунзе, откуда по совету педагога, известного художника Михалева перевелся в Ростовское художественное училище им. Грекова. Дипломная работа Мекера «Борьба» (многофигурная композиция, изображающая азиатскую борьбу, то есть перетягивание каната верхом на лошадях) привела в восторг всех преподавателей, присутствовавших на защите, и они на выпускном вечере в 1961 году предрекли начинающему чуткому, одаренному ощущением правды и колористическим богатством художнику большое будущее…

Через несколько лет в Ставропольской картинной галерее под названием «Наш современник» состоится выставка картин Чомаева, и она будет иметь такой успех, что организаторы выставки невольно заинтересуются и многими другими художниками Карачаево-Черкесии и их работами…

Дальше – больше. Живописные полотна Чомаева выставляются в картинных галереях Краснодара, Ростова-на-Дону, Москвы, в Турции, Иордании. К слову, картину «Къалеж» на одной из таких выставок приобретет король Иордании, попутно отдав дань восхищения еще двум картинам Мекера – «Тамада» и «Портрет старика».

Говорят, новизна имеет обыкновение появляться с той стороны, откуда ее не ждешь. В 60-70 годы прошлого столетия Мекер отправляется в Учкуланское ущелье погостить у друзей, и там его было не оторвать от этюдника. Там рождаются картины «Осень», «Хурзук», «Чабанский стан», «Бийчесын», «В горах»… И он нарисует такие янтарные зори осени, серебристые ветлы ранней весны, ущелья, ледники Махара, водопады Узун-Кола, что эти пейзажи, впрочем, как и все его произведения, могут посоперничать с фотографиями, настолько художественно точно воспроизведены места, которые посетил художник, настолько они пленяют ясностью живописного языка, чистотой линий, непосредственностью исполнения.

– В колорите Чомаев не имеет себе равных, – всегда отмечал его друг и коллега, скульптор Магомед Хабичев. – Закончив кистью свое произведение, он легкими прикосновениями пальцев втирал одни краски в другие, достигая неуловимых переходов одного тона в другой.

Очень любопытно и портретное искусство Чомаева. Его работы «Джырчы Исмаил», «Мать», «Горянка», «Портрет врача Лидии Батчаевой», «Мои товарищи», «Дети» и многие другие прославились не только необычайным колоритом, но и неожиданными композиционными находками.

Немало работ художник посвятил тревожной, печальной теме депортации, но самое пронзительное полотно, от которого заходится сердце, стынет кровь в жилах, это, на мой взгляд, картина «Депортация». На картине нет людей: лишь собаки, сбежавшиеся со всех дворов на перекресток, откуда только что увезли их хозяев, и воющие на укрытую кровавыми тучами луну, но у тебя стоит в ушах не только вой собак, но и крики невидимых людей, стенанье опустевших улиц…

Портрет врача Лидии Батчаевой
Портрет врача Лидии Батчаевой
Источник — Фото из фондов ГКЧИКПМЗ

– Чомаев был удивительного трудолюбия человек, – говорит о Мекере Хамитовиче заслуженный работник культуры КЧР, директор историко-краеведческого музейного центра «Рум-кала» Алий Хубиев. – В его работах, которых более трехсот, есть тайна творчества, которая, как говорил Иосиф Бродский, на грани гениальности. Я, например, знаю немало людей, которые бы отдали любые деньги, чтобы заполучить в свою коллекцию его портреты старика, тамады, Исмаила Семенова, потому что каждое его произведение – это итог громадной духовной работы. Но ведь за каждой той или иной талантливой вещью мастера стоит биография его жизни, а с этим не так-то просто расстаться, даже за бешеные деньги. Впрочем, не могу ничего сказать о цене его картин, скажу другое, цена каждого его слова была очень высока. И поучиться у этого талантливого человека было можно многому, недаром он 22 года возглавлял отделение Союза художников на Кавказских Минеральных водах. Мекер Хамитович в своей жизни не раз пересекался со многими эпохальными личностями, он вхож был во многие начальственные кабинеты, никак этим для себя не пользуясь…

– Чомаев был человеком глубокой мысли и глубокого чувства, – так отзывался о Мекере профессор художественно-графического факультета КЧГУ Юрий Беджанов. – Любое творческое сообщество, не только актерское, как принято считать, немного смахивает на террариум, но ни тени злости, зависти, предательства, ни попытки бросить товарища в трудную минуту, отказаться отвечать на его горе я не видел от него за все 40 лет нашей дружбы. Живопись для него была высоким ремеслом, работой, захватившей его с детства и ставшей судьбой. В ней не было выходных, потому что вся она была праздником для него, и это праздничное отношение к своему делу, не исчезнувшее у художника с годами, отозвалось особой светлой тональностью во всем, что он создал… Многие наши студенты пытались подражать Мекеру, но… Но я всегда говорил им: можно попытаться подражать большому таланту, качеству его работы, но нельзя перенести в себя то, что его мощь и изящество порождают…

Художник Чомаев был счастлив, насколько это возможно. Через всю свою жизнь он пронес преданность матери и отцу, умной и красивой жене, оставил после себя двух серьезных, порядочных, благожелательных сыновей, талантливую дочь Мадину, которую, в отличие от братьев, гены отца, талантливого в каждом мазке своей кисти, просто «толкнули» к холсту…

Гейне говорил в свое время, что человек в разгаре деятельности подобен солнцу в зените, и чтобы иметь о нем верное понятие, надо видеть его при восходе и при закате… Но о закате говорить не приходится. Заслуженный художник РФ, народный художник КЧР Мекер Чомаев ушел от нас февральским днем 2018 года, оставив после себя на земле глубокий след – свои картины и добрую, светлую память о себе.

Факт

Написав картину «Портрет старика», Чомаев понятия не имел, что его героем стал величественный старик, отсидевший 10 лет в сталинских лагерях за то, что был сыном Бушай Узденовой, которая считалась главой мюридской секты, идейным руководителем банды повстанцев, оказывавшей открытое сопротивление Советской власти в Учкуланском ущелье в 30-40-е прошлого столетия, расстрелянной после ухода немцев. В начале 90-х Бушай реабилитировали, но Мекер-то начал творить в шестидесятые. Последовали разбирательства: «С какой целью писал портрет? Зачем? Кто велел?» Чомаев был предельно откровенен и честен: «Я и подумать не мог, что рисую сына «врага народа». Но даже если бы знал, взялся бы за этот портрет. Этот человек мне очень симпатичен, а его портрет – моя самая большая удача». И этой позиции он придерживался всю жизнь, несмотря на возникавшие из-за этого трудности.

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях
Алий Хубиев биография воспоминания выставка живопись заслуженный работник культуры КЧР заслуженный художник КЧР заслуженный художник России изобразительное искусство КЧГУ им. У.Д. Алиева люди Магомед Хабичев Мекер Чомаев музейный центр «Рум-Къала» память скульптор судьба человека творческая деятельность художник Юрий Беджанов