День республики № 54 от 19.05.2022

История на острие иглы

В КЧР её называют одной из главных хранительниц национальной одежды

20 мая в 09:41
52 просмотра
Зарема Алиева представляет свои национальные костюмы
Зарема Алиева представляет свои национальные костюмы

Ей приносят старинные платья, которые удалось сберечь в годы депортации. И она, изучая искусство древних мастериц и рукодельниц, по их лекалам шьёт новые наряды, почти полностью воссоздавая карачаевскую национальную одежду. Зарема Аджиева – известный дизайнер национального костюма, профессиональный модельер, трудоголик и перфекционист, мастер рукоделия. Но случаен или всё же закономерен её путь в мир национального костюма?

– Пожалуй, это результат долгих поисков. Ведь прежде чем начать создавать платья такого уровня, я много лет шила вещи на заказ. Идеи черпала из модных журналов. Но в один прекрасный день поняла, что и наша национальная одежда вполне может стать мировым трендом, – объясняет Зарема Исмаиловна.

Стремление шить у самой Заремы было с раннего детства. Её мама, Кулизар Магомедовна, очень целеустремлённая, мудрая, скромная женщина, во всём поддерживала и вдохновляла дочь, видя, что ту не оторвать от швейной машинки. Мама за руку приводила маленькую Зарему в магазин «Луч» в Черкесске, где работала одна опытная закройщица. Пока та что-то выкраивала и объясняла, как это пошить, мама стояла рядом и записывала. Если Зареме дома не удавалось воплотить услышанное, поход к закройщице повторялся. Уже в 5-6 классе девочка с гордостью носила собственноручно сшитые вещи, а в старших классах обшивала себя, подружек, брата и сестру.

К слову, Зарема, старшая в семье, единственная стала профессиональным модельером. Брат Альберт сегодня – полковник полиции, сестра Джульетта – кондитер. Мама шутила: «Одна дочь на весь мир приготовила бы пир. А другая на весь мир одна наткала бы полотна. У нас в роду все вкусно готовили и были рукодельницами».

Забегая вперёд, скажу, что Лариса, единственная дочь Заремы, по следам матери не пошла. Девушка получила в Санкт-Петербурге сразу два высших образования, окончив факультеты экономики и муниципального управления. Сейчас дочь в Черкесске, преподаёт экономические специальности и одновременно работает в банковской системе. Муж, Заур Аджиев, в прошлом работал в системе торговли, сейчас пенсионер.

Но вернёмся к нашей героине. Окончив школу № 15 в Черкесске, Зарема вопреки своей мечте учиться в Ленинграде (не пустили родители) поступила в школу модельера, потом в технологический техникум в Ставрополе, а затем – в пединститут в Карачаевске.

Свой путь в «генералитет моды» она начинала со службы «рядовым» – работала закройщицей в ателье, преподавателем в училище, где готовили швей для местной швейной фабрики, педагогом в школе…

В 2006 году Зарема Исмаиловна открыла курсы кройки и шитья и практически сразу начала шить национальные платья – ведь, по её убеждению, карачаевцы пережили переселение не только с огромными человеческими и материальными потерями, но и духовными утратами.

– Карачаевцы всегда любили красивую, нарядную, богатую одежду. Но если сегодня люди просто покупают готовую вещь, то раньше девушки сами создавали красоту – богатой вышивкой, отделкой золотыми и серебряными лентами и галунами. В вышивках девушки буквально писали историю своего рода – в тотемной символике, в родовых тамга, в национальных узорах. Это я и называю духовной культурой, – объясняет Зарема Исмаиловна. – А мастера ювелирных дел, в том числе и приезжие, изготавливали для этих платьев золотые и серебряные пуговицы, галуны, накладные пластинки в виде того же бараньего рога. Золото и серебро добывалось в Худесском ущелье, издревле славившемся разнообразием рудных ископаемых…

– Прежде, чем начать шить, я изучила множество источников об истории национального мужского и женского костюма на Кавказе, – делится Зарема Исмаиловна. – Узнала, что по результатам собранных на сегодняшний день материалов и изображений из могильников Подорванная Балка, Хасаут, Эшкакон, Амгата и др. большинство учёных придерживается мнения, что прототипом кавказского костюма была общетюркская распашная одежда. То есть длинные шаровары и рубаха, поверх которых короткий кафтан у мужчин, и длинный – у женщин. Я изучала крымско-татарскую женскую одежду, виды тамга у разных тюркских народов, а также то, как эти родовые тамга находили отражение в вышивках, художественной вязи и даже в искусстве зодчих и камнетёсов. И по сей день я пользуюсь документальным материалом по истории костюма, изучаю старинные фотографии. Так что на сегодняшний день мои платья – это результат долгих поисков, знаний и большого желания сохранить красоту народного костюма.

Более сотни женских платьев с собственной ручной вышивкой создала Зарема Исмаиловна за эти годы. Её работы выставлялись на различных конкурсах в Москве, на Кавминводах, в Черкесске, а также за рубежом: в Турции, Италии – и удостаивались дипломов и благодарственных писем.

Конечно, многие платья Заремы Аджиевой – это стилизованная современная одежда с этническими мотивами, иногда вышитая люрексом, бисером и полудрагоценными камнями, что абсолютно нехарактерно для карачаевской одежды. Но Зарема Аджиева – не реставратор старинной одежды, она ещё и профессиональный модельер, создающий на базе старинной моды новые направления.

Насколько это нужно людям – судите сами. В сшитых модельером Аджиевой нарядах выступают Альбина Токова и ингушская певица Лема Нальгиева в клипе «От Ингушетии до Карачая». Зарема Аджиева шила костюмы для грузинского ансамбля танца «Кавкасиони» из Ставрополя, а по заказу фонда «Алашара» – для детского ансамбля из аула Кубина и для абазинского театра. Наряды Заремы Аджиевой уехали в Дагестан, Чечню, город Астрахань…

Безусловно, процесс стилизации под имеющие современные предпочтения имеет место. И потому, что некоторую фурнитуру сегодня практически не сыскать – те же металлизированные золотые и серебряные нити для златоткачества. Да и современные ткани очень отличаются от старинных. Но тем не менее планов и идей у Заремы Аджиевой великое множество.

– Остаётся только найти время для воплощения задуманного, – смеётся Зарема Исмаиловна. Когда слушаешь Зарему Аджиеву, ещё раз убеждаешься, что на острие её швейной иголки – многовековая история общекавказской моды. И что повсеместное признание её таланта – это результат постоянного кропотливого труда и неустанных творческих поисков.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях
биография вышивание дизайнер-модельер Зарема Аджиева карачаевская культура Культура люди национальная одежда национальный костюм рукоделие судьба человека человек и его дело