Легенды и мифы древнего Губдена
Белокожие горянки, дорогущие платки и платья, золото, много золота, антиквариат… Какие тайны и сокровища хранит в себе село с длинной историей?
От Карабудахкента до Губдена 18 километров. К счастью, асфальту, в отличие от села, не так много лет. Местные рассказывают, что, по преданию, на месте современного Губдена с IX века существовал крупный населенный пункт Бахру-Кадар, однако после вспышки чумы в XII веке он распался на мелкие аулы. Лишь 200 лет спустя житель одного из аулов по имени Губден с одобрения могущественного Тамерлана объединил их в одно селение, которое позднее и стало зваться Губденом.
Знакомство с историей села начинается в местном историко-краеведческом музее (филиал Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи). Здесь собраны свидетельства того, как было, пока нас не было. Заведующий музеем Гамзат Гамзатов перво-наперво демонстрирует герб села.
– Герб показывает, чем занимается село. Белое полотно – благородство и свобода, канва вокруг – вечность и горные границы, звезды на полотне – микрорайоны Губдена, названия которых сохранились с 1396 года, когда Тамерлан объединил 23 населенных пункта, – рассказывает он.
Посередине букет пшеницы – сегодня лишь напоминание о днях, когда Губден обеспечивал ею весь горный, и не только, Дагестан. В селе было восемь тысяч гектаров обрабатываемых земель и тысячи быков для пахоты земли. Молотильные доски и прочие атрибуты сельского хозяйства сегодня – музейные экспонаты. Луна на гербе подчеркивает религиозность жителей. Губденцы всегда славились ею. Но не только этим. О красоте губденок ходят легенды, а их наряды до сих пор производят впечатление. Особым спросом среди них пользовались шерстяные павловопосадские платки и шали, и непременно чтобы старше 150 лет. Одно дело – купить такой, другое – сохранить: моль тоже любит все качественное и подороже.
– Без такого платка, – добавляет Гамзат Гамзатов, – ты жениться не мог.
Говорят, и сегодня в сундуке у каждой губденской модницы хранятся антикварные платки – передаются по наследству от матери к дочери. Губденцы дали им свое название, производное от фамилии владельца текстильной фабрики Лабзина, – «лабзин кIана». А теперь внимание: в 90-е годы ХХ века за такой платок можно было купить квартиру в Махачкале.
– Платки берегут, как могут, – рассказывает завуч Губденской средней школы Зулхужат Абдурахманова. – И часто дают им подышать воздухом, хранят в сундуках обернутыми в натуральные шелковые ткани.
– Скажите, а это правда, что губденским невестам в приданое несут золото килограммами?
– Нет, это точно неправда, – смеется Зулхужат. – Кто говорит?
– Все говорят. А все-таки что обязательно кладут в калым невесте?
– Если раньше обязательно давали старинный платок, то сегодня уже нет. Он, конечно, должен быть, но не сильно дорогой, как говорится, по карману, – рассказывает завуч. И здесь можно было бы вздохнуть с облегчением, но нет: – А вот ювелирные украшения должны быть старинными.
Настало время задать главный вопрос: отчего губденки красивые? В чем секрет?
– Даже Александр Дюма, посетивший многие страны мира, побывав в Губдене, сказал, что красивее женщин-губденок не видел и слаще губденского хлеба не ел. Все думают, что мы мажемся специальной глиной, – смеется Зулхужат и, увидев мои вспыхнувшие надеждой глаза, потому как про глину я тоже уже слышала, развенчивает миф: – Но это не так. Просто наши женщины не выходили в поле, не занимались тяжелым трудом. Мужчины нас раньше больше берегли.
С недавних пор в Губдене восстановили народный промысел – изготовление платков-калагаев. Секреты создания не раскрывает ни одна мастерица. Каждый узор на них уникален.
{{commentsCount}}
Комментариев нет