Всю жизнь в поисках нового
Художник, подвижник, этнограф, мастер художественной фотографии - многогранен талант Халиса Атаева
Халис Атаев родился в Киргизии в селе Иоганедорф Таласского района. Надо сказать, что мой герой рос в очень одарённой семье. Его отец Магомед Топаевич после возвращения карачаевцев на родину собрал для односельчан аула Старая Джегута трансформатор, вырабатывавший ток, от которого зажигались лампы под потолком. А в другой раз отец провёл в село по трубам воду из дальнего ручья. Люди диву давались.
Уверенной поступью в искусство
После школы Халис Атаев поступил на худграф пединститута в Карачаевске. Своих педагогов: Г.С. Островского, А.А. Василенко, В.М. Ерёменко и мн. др. – вспоминает с теплом и ностальгией. Выставляться Халис Атаев, кстати, начал еще в студенческие годы.
После вуза Халис Атаев преподавал черчение, рисование и труды в школах Карачаево-Черкесии, затем какое-то время работал на родном факультете. С 2008-го по настоящее время работает старшим преподавателем кафедры изобразительного искусства, он заведующий производственной мастерской Северо-Кавказской государственной академии.
Как отмечают коллеги и друзья Халиса Магомедовича, в своей жизни он не только совмещает научно-педагогическую деятельность и художественное творчество, но и активно занимается пропагандой изобразительного искусства среди населения, налаживает связи с художниками других регионов.
Сам он – участник многочисленных областных, региональных, всесоюзных, всероссийских и международных художественных выставок и пленэров. Плюс 8 отчётных персональных выставок. Он выставлялся в Черкесске, Москве, Казани, Вологде, Филадельфии, в Казахстане, – много где… А его совместный с академиком РАЕН, профессором Кази-Магомедом Алиевым фотоальбом «Аланский мир» выставлялся на Международном книжном салоне в 2005 году в Париже.
Впоследствии телеканал «Россия» в одном из новостных выпусков заострил внимание именно на этих альбомах, делая отчёт о работе Парижского салона.
На вернисажах – и не раз!
За время своей творческой деятельности Халис Атаев создал более 400 живописных и графических работ. Его натюрморты, пейзажи, тематические и сюжетные композиции одухотворяют природу и различные оттенки её состояний, близкие тому, что испытывают люди, то есть выражают бесконечное единство человека и природы, тем самым создавая эмоциональный фон.
Работы Атаева – это не просто механическое изображение действительности: это постижение концепции мироздания. Иногда художник создаёт несколько идеальный образ окружающего мира, но всегда растолковывает, расшифровывает его сущность. Художник-реалист, находящийся в беспрерывном поиске новых форм, Атаев выступает и яркой авангардной поступью – ведь написать повесть на холсте не значит сесть напротив объекта и просто срисовать его.
У Халиса Атаева, как писала искусствовед Н.В. Айриева, «изображение домов в аулах рождает ощущение странного напластования времён, совмещения прошлого и настоящего». Эта оценка касается и фундаментальных многодневных работ Атаева, и пленэрных этюдов – «Каменные города. Алания», «Прикосновение к горам», «В верховьях Кубани», «Скорбь», «Полет» и др., и этнографических картин на национальную тематику – «Кийиз», «Хычины», «Каменномост», «Сушка шерсти», «Учкулан», «Вечер» и т.д.
Амплитуда направлений кисти Атаева широка и неожиданна – от классицизма он переходит к модернизму, от кубизма – к романтизму.
Но вернёмся к Халису Атаеву как к художнику, создавшему серию живописных работ под общим названием «Труд». По содержанию, стилистике и средствам художественного выражения данное творение автора, которое состоит из 30 оригинально решённых композиций и являет собой новое направление в изобразительном искусстве Карачаево-Черкесии и свидетельствует о многообразии креативных идей автора.
– Я всю жизнь нахожусь в поисках новых форм, оттенков, композиций, решений, а главное – нового измерения, – рассказывает Халис Магомедович. – Есть ширина, длина и глубина картины. Впрочем, кроме третьего измерения – есть и другие. Их отыскать сложнее…
Одним из идеалов в искусстве Атаев считает художника-исследователя Павла Филонова (1883-1941).
Наставник и учитель
Халис Атаев по сей день организовывает художественные выставки и мероприятия, выступает в составе оргкомитета региональных художественных выставок и жюри Юга России, проводит наставническую работу с молодыми художниками региона. Пятнадцать его воспитанников стали членами Союза художников России, заслуженными художниками Карачаево-Черкесии, а также лауреатами творческих фестивалей. Его ученики Сепер Утемисов, Руслан Маршанкулов, Зульфия Батчаева, Валентина Аджиева, Кулина Кубанова, Ольга Лавринец и другие прославляют республику далеко за её пределами.
С 1996 по 2003 год, далее с 2015 года и поныне Халис Атаев является председателем Карачаево-Черкесского отделения Союза художников России. В лихие 90-е при полном равнодушии властей Халис Атаев почти вдвое увеличил число членов Союза художников Карачаево-Черкесии, вовлекая молодые таланты республики и помогая им участвовать на выставках разных уровней. На рубеже второго тысячелетия он организовывал в КЧР несколько пленэров для художников со всей страны.
За годы своей деятельности Атаев провёл большую работу в деле становления Союза художников КЧР, организовал множество выставок и вернисажей для других художников, причём не только нашей республики. В планах у него – принять участие в выпуске 3-го альбома «Тюркский мир». А в мечтах – выпустить каталог собственных живописных и графических работ.
Кстати,
за активную и плодотворную творческую, педагогическую и организаторскую деятельность Халис Атаев неоднократно награждался грамотами и дипломами министерств и ведомств Карачаево-Черкесской Республики и Российской Федерации.
{{commentsCount}}
Комментариев нет