День республики № 89 от 09.08.2022

А черчение почему-то осталось за бортом…

Выпускники школ Карачаево-Черкесии столкнулись с последствиями общеобразовательной реформы

10 августа в 10:56
59 просмотров

Лет десять назад из школьной программы вытеснили предмет «черчение». Где-то его изучают факультативно, но это пара часов в месяц вместо полной программы. Еще в то время, когда предмет отменили, были споры о необходимости данной дисциплины: одни утверждали, что черчение – предмет бесполезный, другие – что без «начертательных» навыков никуда, но споры эти давно стихли.

Однако ежегодно перед выпускниками школ, которые избирают для себя технические, точные профессии, становится проблема – им не привили навыки и умение чертить, у них нет пространственного представления деталей… Да, возможно, они научились бы этому в высшем учебном заведении, но вот незадача: в технические вузы на некоторые специальности только по итогам единых госэкзаменов не попасть. Здесь дети должны пройти конкурсный отбор. Главное задание – выполнить чертеж!

Выходит, из-за отмены предмета в школе ребенку необходимо заранее заниматься индивидуально. Но и здесь есть проблемы. Во-первых, финансы. Индивидуальные занятия стоят денег, которые не каждая семья найдет. А во-вторых, кадры. За годы простоя в работе многие преподаватели уже отправились на пенсию, кто-то вышел из «строя» (потерял навыки), а тех, кто еще в профессии, катастрофически мало. Их не хватает! А все потому, что молодежь сегодня все меньше привлекают «легкие» профессии. Если раньше большинство выпускников заполоняли юридические и экономические образовательные учреждения, то сегодняшнее молодое поколение выбирает сложные «производственные» профессии. К примеру, в последнее время около сорока процентов выпускников идут в строители, но как строить без «начерталки»?

– В современных реалиях составление образовательной программы в школах является сложным краеугольным камнем, когда из самых лучших побуждений мы стараемся максимально нагрузить содержанием образовательный процесс, понимая и справедливо полагая, что изучение школьником большего количества дисциплин позволит ему стать более успешным впоследствии и поможет в выборе образовательной траектории, – говорит директор Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, член Общественной палаты РФ Азамат Тлисов. – Однако колоссальный объем информации, предусмотренный современными образовательными программами, не всегда «подъемен» для обучающегося, в сутках всё-таки по-прежнему остается 24 часа, которые надо максимально заполнить разного рода занятиями, чтобы молодой человек мог развиваться гармонично и не был перегружен. Делая этот выбор, иногда приходится идти на определённого рода «уступки». И, если вы помните, у нас был период, когда в школах дисциплину «астрономия» заменили различными иными предметами, но только не наукой о небесных объектах. Это все привело к серьезной проблеме: дефициту в определённого рода компетенциях. Такая же ситуация сложилась и с «черчением», и, как мы видим, из-за этого тоже возникли проблемы…

И это не только трудности для абитуриентов, поступающих в технические вузы. Однозначно, черчение – это дисциплина, которая, фактически, является неким графическим языком человеческого общения. Очень часто в нашем технологичном мире мы сталкиваемся с необходимостью владения теми графическими азами, которые закладываются именно на уроках черчения. Поэтому нужно понимать, что эта компетенция крайне важна не только для тех, кто мечтает стать «технарем».

Учитель информатики, а раньше и черчения Александра Григорьева уверена, что занятия по черчению необходимы всем школьникам. И не только для того, чтобы набить руку и научиться выводить ровные линии.

– Рано или поздно любой человек независимо от уровня образования и профессии в обыденной жизни может столкнуться с чертежами, которые нужно будет правильно прочитать. А что-то, возможно, придется начертить самому. Даже грамотно расставить мебель в комнате, собрать или починить тот же шкаф, спланировать ремонт – без развитого пространственного мышления не обойтись. По сути, черчение – это наука, которая является большим помощником в познании окружающего мира, освоении новых навыков и получении знаний в различных сферах, – говорит Григорьева.

Так что же делать? По мнению специалистов, соблюдение компетентностного баланса при формировании образовательной программы – это предмет широкой дискуссии. Но важно находить компромиссы для того, чтобы в итоге именно в период получения молодым человеком общего образования он получил важный для жизни спектр компетенций и тот фундамент, на который в дальнейшем можно было бы сделать важную надстройку. И совершенно очевидно, что такие важные дисциплины, как, в том числе, черчение, не могут оставаться совсем «за бортом» образовательного процесса.

От редакции

Надеемся, что эта публикация вызовет общественный резонанс и Министерство образования и науки республики рассмотрит поднятую проблему и примет соответствующие меры.

Армида КИШМАХОВА
Поделиться
в соцсетях
Азамат Тлисов выпускники высшее образование мнение образование образовательная программа Проблема Северо-Кавказский институт РАНХиГС СКИ РАНХИГС черчение