День республики № 99 от 01.09.2022

Тот самый Каралов

Знатоки танца по отдельным па сразу узнают стиль нашего земляка

2 сентября в 09:06
53 просмотра
Танец в исполнении Каралова - это всегда экспрессия, огонь, умопомрачительные трюки
Танец в исполнении Каралова – это всегда экспрессия, огонь, умопомрачительные трюки

Отец видел в нём с детства только танцора. Вот он и танцевал, начиная с ранних лет – на утренниках, конкурсах. Сначала – чтобы получить одобрение отца, потом – сам начал втягиваться. И сегодня он – один из самых известных трюкачей Северного Кавказа со своим индивидуальным танцевальным почерком. Знатоки танца по отдельным па сразу вычисляют – да это же стиль Димы Каралова! Вообще-то его зовут Рустам, но бабушка почему-то называла его Димой, и в большом мире искусства и общества его знают под этим именем. Но мы будем называть его Рустамом.

Начало

Итак, Рустам родился в ауле Псыж, ходил в аульскую школу, танцевал. Отец, Мухарбий Каралов, в прошлом выступавший в ансамбле песни и пляски Группы Советских войск в Германии, а затем – в хореографическом коллективе «Абазинка», очень на этом настаивал. Ну, просто очень.

После 9 класса Рустам поступил на отделение хореографии в училище культуры и искусств им. А. А. Даурова. Параллельно начал работать в Государственном ансамбле танца КЧР «Эльбрус».

А вскоре вместе с ансамблем в 1997 году отправился на Международный фестиваль фольклора в Испанию, где «Эльбрус» получил Гран-при, а Рустам – впечатления на всю жизнь. Ведь ехали артисты на автобусе через всю Европу – Беларусь, Польшу, Бельгию, Германию, Францию, добрались даже до Бискайского залива и искупались. А в Испании коллектив выступил в нескольких городах – Малага, Сарагоса…

Впечатлений после такого вояжа у юноши наверняка было через край – и может, это подстегнуло его не бросать танцы. А может, Рустам сам уже не захотел выходить из орбиты танца.

Свой путь в искусстве танца

Отучившись в колледже три года, Рустам ушёл в армию. Служил в танковых войсках во Владимире, Нижнем Новгороде. Ансамбля песни и танца там не было – служил без поблажек.

Вернувшись из армии, он начал работать в том же «Эльбрусе», но через полгода уехал в Краснодар, где поступил в институт культуры. Учился очно и параллельно работал в нескольких хореографических коллективах.

По окончании института Рустам вернулся в Карачаево-Черкесию – здесь уже громко заявил о себе театр танца «Меркурий». Рустам устроился в этот коллектив, даже ездил с ансамблем в Турцию, где выступал в разных городах. Однако в 2008-м году он снова уехал в Краснодар и поступил в ансамбль танца и песни «Кубанская казачья вольница» под руководством Николая Кубаря. Взяли его с радостью, в трудовой книжке написали: «ведущий мастер сцены». Трюкач, чтоб было понятно. Это такая техника танца.

Кавказский мужской танец динамичен, резок и воинственен. Это демонстрация того, что сможет кавказец в опасную минуту продемонстрировать врагу – характер, свою силу духа. И демонстрировать этот дух в танце надо сложными трюками: прыжками, переворотами, кульбитами…

А вот есть еще такой трюк – «щучка в повороте». Просто «щучка» – это когда танцор прыгает наверх, вытягивает соединенные две ноги вперед и в воздухе делает складку. «В повороте» – значит, выполнить тот же прыжок, но в повороте на 360 градусов. Рустам усложнил этот трюк максимально. «Щучку в повороте» он не только выполнял каскадом, но и приземлялся в конце на колено. Этот его трюк и ряд других подняли кавказские трюки на новый уровень, задали новую планку. Танцам Рустам посвятил всю свою жизнь. А это не только овации и приглашения известных коллективов. Это ежедневные многочасовые тренировки, отработка каждого трюка, каждого движения, поворота, приземления, удара в колено, это усталость, боль, пот и труд…

Успех за границей

В 2009 году Рустам вместе с другом записал видео «Кавказские трюки» и отправил в Канаду, потому что хотел работать в цирке Дю Солей. И что вы думаете? Во время гастролей в Европе цирк пригласил Рустама Каралова с другом на кастинг. Увы, наш герой вместе с ансамблем «Кубанская казачья вольница» в это время был на гастролях…

Зато эту запись, выложенную в ютуб, увидели в Турции, и в 2010 году Рустама и его товарища пригласил турецкий хореографический ансамбль, в репертуаре которого были и кавказские танцы.

Один из танцевальных номеров Рустама и его друга был очень экспрессивным: он включал в себя даже рубку на клинках, причём клинком партнёра можно было пораниться, если свою руку хоть немного отвести в сторону. Кавказские танцы – они такие – скорость и филигранность…

К слову, Рустам потом не раз выступал за границей. Так, в 2014 году его пригласил московский цирк Никулина, в составе которого Каралов отправился в Японию на гастроли. Рустам выступал в составе труппы «джигиты Муратова». Выступления включали как конные номера, так и акробатические и танцевальные с трюками.

Япония и её зрители глубоко впечатлили Рустама.

– Однажды в Токио вышли на арену, а там зрителей – три тысячи человек. Никогда не видел столько зрителей, которые бы так тепло нас принимали. Японцы, искусные в боевых искусствах, не понимали, как человек на коленях может крутиться, прыгать на коленях…

В 2017 году Рустам Каралов вместе с Театром танца госфилармонии региона выступал в Страсбурге, где в то время проходили Дни Карачаево-Черкесии.

А в 2018 году его пригласил турецкий танцевальный театр из Анталии, который ставил мюзиклы и спектакли с танцевальными номерами. Нужен был солист с особой экспрессией и ловкостью – такой, как Рустам Каралов. Полгода жизни в Анталии дали Рустаму убеждение, что «работать можно за границей, а жить надо дома».

О собственной школе

В принципе, у Рустама уже есть ученики, которые по его видеоурокам учились сложным трюкам. Один из них – молодой абхаз Саид Кацуба. Когда выступления Саида увидели дагестанские танцоры, они спросили его: «А ты случаем не тот самый Каралов?» На Кавказе трюкачей уровня Рустама по пальцам одной руки можно сосчитать. В мире кавказского танца быть настолько узнаваемым дорогого стоит.

В Карачаево-Черкесии заслуги нашего героя тоже были оценены по достоинству. Так, в 2015 году Рустаму Каралову было присвоено звание «Заслуженный артист КЧР».

При этом Рустам пока не готов открыть свою школу танца. Он абсолютно не понимает тех, кто может потанцевать две недели, а на третью открывает свою студию танца. Человек, который хочет воспитать в детях культуру танца, к профессии будет относиться трепетно и ответственно, а не коммерчески. И в его школе дети должны танцевать под живую музыку. В случае чего Рустам сам будет играть на доуле.

– Думаю, звезды должны так сойтись, чтобы я захотел открыть свою школу и начал отдавать то, что я набрал за свою жизнь. Возможно, так и будет когда-нибудь… Возможно…

Но пока… Он самозабвенно танцует в Театре танца Госфилармонии КЧР и дарит зрителям море радости.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях
биография Государственный ансамбль танца КЧР "Эльбрус" заслуженный артист КЧР кавказские танцы люди народные танцы Рустам Каралов судьба человека танцевальный коллектив танцор творческая деятельность Творческие люди Театр танца Госфилармонии КЧР трудовая деятельность