День республики № 119 от 18.10.2022

Есть ли душа у прокурора?

Ответ на этот вопрос знает профессиональный психолог Ирина Кулябина

1 ноября в 14:29
18 просмотров
Ирина Кулябина более 10 лет работает в прокуратуре КЧР
Ирина Кулябина более 10 лет работает в прокуратуре КЧР
Источник — Фото Светланы ОСЕЦКОЙ

В прокуратуру Карачаево-Черкесской Республики Ирина Кулябина пришла, уже имея за плечами значительный опыт психолога-практика. Работая помощником прокурора КЧР, она участвует в отборе кандидатов для работы в органах прокуратуры республики, а также занимается профилактикой коррупционных проявлений.

Как узнать коррупционера?

Начиная разговор, я поделилась с Ириной Эдуардовной своими обывательскими сомнениями: как можно выявить склонного к взяткам и как проводить профилактику этого пагубного явления? Ведь по понятным причинам человек не будет сообщать, что главной целью его стремления поступить на работу в «органы» является получение взяток и повсеместное распространение коррупции.

Но Ирина Эдуардовна не разделила мой пессимизм. «Мы не используем в работе, – улыбнувшись, сказала она, – прямые опросники из серии «Берете ли вы взятки, как много и как часто?», которые абсолютно бессмысленны. Но у нас есть новейшие программы психологической диагностики, которые позволяют выявить уровень антикоррупционной устойчивости личности как системного свойства. При проведении в последнее время диагностики 58 обследованных у 19 кандидатов были выявлены высокая ценность материальных благ, сочетающаяся с низкими ценностями закона и долга; низкий уровень самоконтроля; неадекватно завышенная самооценка. Понятно, что с такими качествами ни о какой работе в прокуратуре не может быть и речи».

Бороться сложно, но можно

Не секрет, что отношение общества к феномену коррупции весьма неоднозначное. С одной стороны, мы провозглашаем борьбу со взятками, а с другой – оказание некой «помощи» родственникам, друзьям, знакомым, коллегам не осуждается, а даже является нормальным и распространенным явлением. Ну и «благодарность» за оказанную «услугу» также не вызывает морального отторжения.

Ирина Эдуардовна признала: общество не верит, что коррупцию можно полностью искоренить, ведь ее корни находятся в самой природе человека. С одной стороны, люди склонны к стяжательству, а с другой – они готовы платить за быстрое, пусть и незаконное решение проблем. Сама коррупция основана на взаимной заинтересованности дающего и получающего взятку. Мзда, так сказать, обычно дается «по любви». Поэтому и ответственность возлагается на обе стороны. Однако уменьшить коррупцию можно и нужно. И в обществе есть ясное понимание пагубности этого явления, что подтверждается проведенными соцопросами. При этом, отвечая на вопрос: «Что лежит в основе коррупционных проявлений?», 71% респондентов назвали «морально-нравственные качества должностных лиц». Это действительно так. Причины взяточничества скрыты в каждой отдельной личности, наделенной властными полномочиями. И преобладающее число коррупционных правонарушений совершаются осознанно, это волевое решение субъекта. Коррупция сначала формируется в головах, в сознании людей, а лишь потом проявляется в конкретных действиях.

Именно поэтому, полагает Ирина Кулябина, важны разработка объективных методов диагностики склонности к коррупции и создание системы психокоррекции.

Порча духа и «страх божий»

С точки зрения психолога, коррупция является следствием профессиональной деформации должностного лица, деструктивного изменения личности человека.

Коррупционер верит в свою безнаказанность, убежден, что его жертва сама совершает подобные преступления. Именно это убеждение во многом позволяет коррупционерам не считать свои действия преступными: «все так делают, кто-то больше, кто-то меньше», полагают они. Кроме того, смыслом жизни человека, склонного к коррупции, является приобретение материальных благ. Показателем счастья для таких людей является обладание роскошью, отсюда низкий уровень удовлетворенности жизнью, неадекватная самооценка.

Эти качества настолько деформируют структуру личности, что даже наличие высокого интеллекта, профессиональной компетентности, организаторских качеств лишь позволяет ему успешнее достигать своих противоправных целей.

Для профилактики коррупции в Генеральной прокуратуре Российской Федерации разработан алгоритм методик, позволяющих выявить предрасположенность к коррупционному поведению. Однако оказалось, есть еще одно средство, которое удерживает человека от соблазна. Признаюсь, Ирина Эдуардовна по-настоящему меня удивила. Оказывается, даже при тотальном атеизме в обществе в человеке сохраняется одно удивительное качество: «страх божий», даже если он никогда не был в церкви или в мечети.

Издержки профессии

Профессиональная деформация не ограничивается коррупцией. Работники прокуратуры постоянно общаются с агрессивной внешней средой. Сама деятельность прокурора направлена на поиск негатива. В итоге бдительность со временем часто трансформируется в подозрительность, растут раздражительность, несдержанность, вспыльчивость. Обилие зла вокруг порождает черствость, цинизм, «толстокожесть». Появляется болезненная реакция на критику, подозрительность в отношении подчиненных, мнительность, негативизм. Человек порой сам не замечает, что превращается в эдакого монстра. Ведь плохо-то не ему, а всем остальным…

Деформация происходит по-разному. Иногда человек начинает увлекаться администрированием, упиваться властью. Со временем человек забывает о своих прямых должностных обязанностях, сосредотачиваясь на утверждении своего доминирования. Эффективность такого руководителя, понятно, снижается, не говоря о том, что для подчиненных работа превращается в ад. Стремление к власти подобно наркомании. Искушения велики, поэтому основным методом профилактики управленческой эрозии является ротация кадров. В органах прокуратуры определен максимальный срок выполнения руководящих функций. По прошествии времени руководство поручается новым людям. А они, как правило, демонстрируют больше творчества и энтузиазма.

Завершая разговор, не могла не спросить: а что чувствует сам психолог, постоянно разбираясь в лабиринтах чужой души? К вопросу Ирина Эдуардовна отнеслась вполне серьезно. «Наша работа, – сказала она, – очень тонкая, нужно помочь и ни в коем случае не навредить. Мы не можем, да и не должны решать бытовые и производственные сложности, возникающие у отдельного человека и, тем более, всего социума. Задача психолога – помочь вовремя выявить душевные неполадки и не дать им превратиться в серьезные проблемы для человека и общества».

Досье

Кулябина Ирина Эдуардовна. Получила диплом психолога в Минском педагогическом институте им. М. Горького. Преподавала психологию в Черкесском педучилище, работала психологом в ряде учреждений республики, в том числе в Карачаево-Черкесской таможне. Без проблем выдержала в 2010 году конкурс на должность специалиста-психолога республиканской прокуратуры. В настоящее время работает помощником прокурора республики по кадрам.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
взяточничество Генеральная прокуратура интервью Ирина Кулябина коррупция КЧР мнение прокуратура прокуратура КЧР противодействие коррупции профессиональная деформация профилактика коррупционных правонарушений психолог Ракурс служба в органах прокуратуры трудовая деятельность человек и его дело