День республики № 119 от 18.10.2022

Правду говорят, жизнь прожить не поле перейти

1 ноября в 10:58
2 просмотра

Время неумолимо бежит вперёд, не желая делать пауз. К сожалению, оно уносит и тех людей, которые могли бы рассказать нам об истории поселений, о судьбах земляков, о военных страницах, послевоенных годах, о других значимых событиях…

И тем ценнее, когда находишь человека, который готов поделиться своими воспоминаниями о трудных, но интересных периодах жизни дорогих нам мест. Надежда Ивановна Касапова – именно такой человек. Она свидетель событий, которые происходили в нашем посёлке почти с самого его основания. У неё прекрасная память, она помнит людей, события, запомнила рассказы родителей, да и сама она человек интересной судьбы.

Например, как лучшую юннатку Ставропольского края, куда раньше входила наша область, Надю в 50-х годах отправили на ВДНХ в Москву. До сих пор не стёрлись из её памяти впечатления от той поездки. Их было три девочки-старшеклассницы: Лида Михайличенко (Токмакова), Надя Джента (Касапова) и Люба. К сожалению, она запамятовала её фамилию. Совхоз школе выделил 40 гектаров земли, где ученики не только обрабатывали поля, но и занимались под руководством учителя биологии Ивана Васильевича различными опытами: скрещивали зерновые разных сортов, ухаживали за шелкопрядом… Юннаты успешно экспериментировали. Даже вывели новый сорт пшеницы. Вот за это они были командированы в Москву. Каждый из проведённых в Москве дней был словно сказка: это и экскурсии по столице, и катание на катерах по Москве-реке, и посещение музеев, театров. Запомнилась встреча со знаменитым диктором Левитаном.

Надежда была третьим ребенком в семье Ивана Македоновича и Евдокии Васильевны Джента. Родители до ее рождения жили в Пятигорске, а затем Ивана Македоновича направили в Рыданку, как раньше назывался посёлок Майский, на конезавод № 89 начконом.

Когда началась Великая Отечественная война, Джента ушёл с лошадьми на фронт. До Курсавки табун гнали, а там погрузили на поезд… На фронте Джента был коннонарочным, возил секретные документы.

Осталась Евдокия в Рыданке сама с тремя детьми (Надежда родилась в 1941 году, когда отец уже был на фронте). Узнав о рождении дочери, фронтовик написал: «Вернусь с войны, даст Бог, будем вместе воспитывать дочерей, а сейчас держись». И она держалась, даже смогла закопать, чтобы не достались врагам, 16 литров масла и мёд. Она пометила палкой место схрона и показала старшей дочери Рае это место на всякий случай. Ходили слухи, что фашисты близко. Жители прятали продукты, а кур поднимали на чердак, закладывали их соломой. Полицаи же составили списки трудоспособных людей для угона в Германию. Они говорили: «Прошло ваше время, пришло наше время»… В этих списках была и Евдокия Васильевна.

Надежда Ивановна вспоминает, как жители Рыданки прятали ее маму, чтобы не угнали в Германию. Но как долго можно прятаться? К счастью, в контору пробрался Кислицын, директор конезавода, выкрал эти списки и оставил записку: «Бойтесь, фашистские прихвостни, мы рядом!». Полицаи больше не составляли списков. Немцы бесчинствовали в Рыданке до середины января 1943 года.

День, когда пришли наши, был туманный. Советские солдаты появились со стороны леса, с горы. Бой был жестокий… Когда он закончился, жители смогли выйти из домов. Евдокия Джента, Мария Чабанная, Таисия Юрченко, Екатерина Кулакова на двух подводах поехали собирать раненых, убитых. Со слезами они ходили по полю боя. К большой радости, обнаружили и живых. Семерых раненых отвезли к Евдокии. Они были у Евдокии Васильевны несколько дней, пока не подъехал полевой военный госпиталь. Малышка Надя запомнила, как стонал один молоденький боец…

У её мамы была швейная машинка «Зингер». Узнав об этом, наши принесли бязь, плащ-палатку. И Евдокия по ночам строчила одежду для бойцов, простыни. Из остатков сшила юбки и кофточки своим девочкам. Когда солдат забрали, будто близких не стало. Джента потом жалела, что не записала их адреса, чтобы узнать, как сложилась их жизнь. А потом пришла похоронка на мужа…

Но жизнь продолжалась. Вскоре пришла долгожданная победа, в село начали возвращаться фронтовики, в числе которых был и Василий Еремин, воевавший на Западном фронте. До войны он жил в Воровсколесской, а работал на конезаводе с 1936 года. С Джентой они были большие друзья. Строил бараки, позже – дома. Первый дом в Рыданке построил Ерёмин. Стройка требовала много сил и времени. Иногда задерживался до ночи. И он пришёл к теперешнему директору И. С. Ромазову и попросил поставить его к кому-нибудь на постой. Предложили Евдокии взять постояльца.

Через несколько дней Надя, младшенькая, обратилась к Ерёмину: «Можно, я вас буду называть папой?» Ей, как и подружкам, хотелось тоже иметь папу. Он не смог отказать ребёнку.

Как-то Ерёмин подъехал к конторе. Директор и несколько мужчин беседовали у входа в контору. Тут же играла детвора. Надя увидела Ерёмина, подбежала и попросила: «Папа, покатай меня на лошадке!» Все засмеялись. А Ромазов сказал: «Ну, покатай дочурку!» Так с лёгкой руки маленькой Нади и Ромазова признали новую семью. Все были рады этому.

Ерёмин стал настоящим отцом для девчат. Он успевал на работе и дома. Родилась у Ерёминых совместная дочь Таисия, умница, красавица. Она смогла добиться многого, занимала руководящие посты, была заместителем директора завода «Каскад».

Ерёмин часто приходил по приглашению в школу, рассказывал о пережитом, о фронтовой жизни. И теперь он стоит перед глазами: сухощавый, с седыми усами, в ладно сидящей гимнастёрке. Очень бережно относился фронтовик ко всему, что было связано с героическими страницами страны, и эту любовь передал детям, внукам. Евдокия была настоящей половиной Ерёмина. Она не только работала ветеринаром, люди запомнили её доброту, ум, желание прийти на помощь.

Надежда со своим мужем Иваном Николаевичем Касаповым вырастили пятерых детей. На шифоньере перед глазами его портрет. Иван Николаевич был прекрасным агрономом, заботливым отцом и дедом. Смотрит Надежда на портрет и ведёт мысленно беседу с мужем: «Так ли, Ванюша, мы прожили жизнь?» Знающие эту семью люди скажут, что так. И подтверждением этому то, что двери ее дома никогда не закрываются: заходят дети, внуки, правнуки, соседи, знакомые.

Надиахан ЭДИЕВА,
пос. Майский.

Н. ЭДИЕВА
Поделиться
в соцсетях
биография Великая Отечественная война ВОВ воспоминания люди Люди и судьбы Надежда Касапова поселок Майский судьба человека