Требуются учителя-профессионалы
Состоялся Первый республиканский директорский форум «Кадровый ресурс школ КЧР: стратегия и технологии развития»
Это мероприятие, проходившее на базе КЧГУ при поддержке Министерства образования и науки КЧР, собрало всех директоров школ Карачаево-Черкесии, начальников управлений образования городов и районов. К форуму в режиме онлайн присоединилась сотрудник департамента государственной политики в сфере высшего образования РФ Марина Упорова, которая поприветствовала участников от имени министра просвещения РФ Сергея Кравцова.
На повестке дня – кадровый потенциал
Участников форума тепло приветствовал и. о. ректора КЧГУ Таусолтан Узденов.
– Мы инициировали первый республиканский директорский форум для решения одной очень важной проблемы, касающейся укомплектования школ нашей республики кадрами, как количественно, так и качественно, – отметил Таусолтан Аубекирович. – Почти все школы Карачаево-Черкесии сегодня испытывают острую нехватку профессионально подготовленных учителей. В то же время наш университет ежегодно выпускает десятки, а иногда и сотни дипломированных специалистов, которые не хотят идти в школы.
Узденов подчеркнул, что такая проблема наблюдается по всей стране. И основной задачей форума является поиск эффективных механизмов, обеспечивающих прочную связь между вузом и школой для того, чтобы обеспечить должную первичную педагогическую мотивацию школьника для поступления на педагогические специальности.
В своем выступлении министр образования и науки КЧР Инна Кравченко отметила:
– Именно педагогические кадры определяют лицо каждой школы, и в настоящее время мы сталкиваемся с проблемами нехватки квалифицированных учителей. Школа стала уходить от одинакового тотального образования к вариативному обучению. С начала 90-х годов стали появляться гимназии, лицеи, авторские школы и т. д. Много внимания уделяется подготовке и переподготовке учительских кадров в связи с переходом на новые учебные программы. Президент страны поставил цель – войти в десятку лучших стран мира по качеству образования, и мы прилагаем для этого немало усилий. Это можно увидеть, не выезжая из нашего региона: строятся и реконструируются школы, создаются объекты спорта и искусства, недавно был открыт Центр выявления и поддержки одаренных детей «Спутник». А ведь о таком мы мечтали очень давно, и вот он готов принять наших детей! Тем не менее, школа – это не стены, это в первую очередь люди, которые в них работают, создают неповторимую атмосферу в каждой из них, душой болеют за каждого ребенка. Проще построить школу, чем вырастить коллектив для нее.
Доклад Инны Владимировны сопровождался на большом экране цифрами и информационными выкладками. Так, в образовательных организациях, по состоянию на 1 ноября текущего года, работает 5251 педагогический работник, из них – 4520 учителей. Среди них наибольшее количество – женщины от 40 лет и старше. Как в мегаполисах, так и в селах доля молодых специалистов невелика. Учительство в своем большинстве имеет стаж более 20 лет. Молодежь идет в школы неохотно. Наблюдается старение педагогических коллективов, и это неотлагательная проблема.
– Какие же предметы стареют быстрее остальных? Обратимся к мониторингу. Самая большая доля молодых учителей – среди преподавателей иностранных языков, физической культуры, ОБЖ, а также общественных дисциплин – экономики и права. Да это и понятно, выпускники охотно идут на экономические и юридические специальности, изучают языки. Невелика доля молодежи среди учителей начальных классов, математики, физики, русского языка, химии, географии, истории.
Министр коснулась и гендерной проблемы: в нашей республике из 4520 педагогов около 80% – женщины. Не обошла вниманием Инна Владимировна и другой больной вопрос. Из-за низкой зарплаты учителя буквально вынуждены брать повышенную нагрузку или уходить в репетиторство, что, кстати, заметно влияет на общее качество образования.
Программа кадрового обеспечения образовательных учреждений, отметила министр, должна строиться с учетом новых геополитических реалий национальной системы образования и воспитания школьников. Большую роль играет создание в республике профильных психолого-педагогических классов, с которыми ведется профориентационная подготовка, как на региональном, так и на федеральном уровне.
Ориентация на профессию учителя
Продолжая разговор, начатый министром образования и науки, директор Карачаево-Черкесского колледжа им. У. Хабекова Николай Рыжов ознакомил участников форума с работой этого образовательного учреждения по Всероссийскому проекту «Билет в будущее» среди учащихся 6-11 классов. Здесь для привлечения ребят к профессии учителя используются новые мастерские и современное оборудование.
– Наш колледж представляет площадку по компетенции «Преподавание в начальных классах». Наставники проекта проводят профессиональные пробы (испытания) как онлайн, так и в режиме офлайн, – отметил Николай Викторович. – В этом году количество участников профпробы увеличилось с 49 до 216 учащихся. Колледж тесно работает с базовыми школами и дошкольными учреждениями: гимназиями № 9 и № 13, детским садом «Огонек» Черкесска. Летнюю практику третьекурсники колледжа проходили в пришкольных лагерях республики, преддипломную – четверокурсники – в школах и детских садах КЧР, Краснодарского и Ставропольского краев. В сентябре этого года были открыты мастерские по компетенциям «Преподавание в младших классах» и «Дошкольное воспитание».
Тему ориентирования детей на профессию учителя продолжила начальник управления образования Прикубанского района Луиза Хапаева, рассказавшая о роли психолого-педагогических классов:
– Такой класс в СОШ села Чапаевского был сформирован из одаренных учащихся, обладающих повышенной мотивацией к обучению и саморазвитию. Это 10-й класс под руководством Джульетты Блимготовой. Учащиеся будут постигать азы психологии, практической педагогики, пробовать себя в качестве вожатых в лагерях, волонтеров и даже учителей. Наш первый экспериментальный проект положит начало созданию подобных классов педагогической направленности, и мы верим, что эти ребята пополнят ряды студентов педвузов и придут работать в школы и детские сады республики.
Своим видением работы в этом направлении поделилась и директор гимназии № 4 Карачаевска Ирина Кумукова. Здесь с 1 сентября также открыт психолого-педагогический класс.
Заведующая кафедрой педагогического образования Алина Узденова презентовала Центр развития педагогического образования КЧГУ, который представляет собой инновационную, научно-образовательную, экспериментальную, информационно-методическую площадку для обеспечения эффективного взаимодействия университета с образовательными учреждениями республики.
Инновации – в жизнь
Много нового об инструментах мотивации и стимулирования заработной платы почерпнули участники форума из рассказа почетного гостя, победителя конкурса «Директор года России-2022», директора школы «Покровский квартал» г. Москвы Павла Терехова. Павел Станиславович поделился, что в «Покровском квартале» практикуются балльная система поощрения педагогов, рейтинг педагогической силы, различные конкурсы для учителей и др. Практически все положения программы, воплощённой Павлом Тереховым, основаны на его личном опыте, который составляет 20 лет учительской работы. Спикер также раскрыл секреты того, какие механизмы нужно задействовать, чтобы учителя и ученики с удовольствием приходили в школу и выполняли свои обязанности, и ответил на многочисленные вопросы.
В ходе форума состоялось голосование по учреждению Ассоциации директоров школ Карачаево-Черкесской Республики. Руководители управлений образования вместе с директорами школ выдвинули по одному человеку от каждого района в рабочую группу по формированию учредительных документов ассоциации. В рамках форума также было подписано соглашение между Министерством образования и науки КЧР и Карачаево-Черкесским государственным университетом имени У. Д. Алиева. Предметом договора является сотрудничество в области решения актуальных проблем формирования и развития учительского корпуса КЧР.
Постфактум
Завершилось мероприятие вручением сертификатов и удостоверений о повышении квалификации по программе «Стратегия и технологии развития кадрового ресурса школы» директорам школ республики. А под занавес на сцене выступил ансамбль КЧГУ «Шохлукъ – Дружба», сорвавший шквал аплодисментов.
«Сегодня я впервые побывала в КЧГУ им. У. Д. Алиева, – написала после форума на своей странице ВКонтакте Юлия Капалкина.- Признаюсь, была удивлена прекрасным оснащением, особенной атмосферой и организацией форума. Почетным гостем форума стал победитель конкурса «Директор года России-2022» Павел Терехов, который рассказал о своем опыте, поделился идеями, отвечал на многочисленные вопросы участников форума. Было принято решение о создании Ассоциации директоров КЧР, и эта инициатива оргкомитета совпала с идеей нашего гостя, которую он, оказывается, до этого подал Сергею Сергеевичу Кравцову, – создать такую ассоциацию на уровне всей страны. Она, конечно, будет воплощена в жизнь, а у нас в регионе – уже создали! На шаг впереди! Как советник министра, я предложила проводить побольше мероприятий для наших школьников именно на базе КЧГУ. Ребята должны знать, что, не выезжая из региона, рядом с бабушкиными пирожками, они могут получить хорошее образование в современном вузе с отличным преподавательским составом и целой кучей отдельных преференций, придуманных именно для студентов педагогических специальностей».
Кстати,
2023-й год – год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Ушинского, в России станет Годом педагога и наставника. Указ подписал Президент РФ В. Путин. Это сделано «в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе наставников».
{{commentsCount}}
Комментариев нет