Мы стараемся вернуть в общество полноценного гражданина
Сотрудники ОФСИН России 31 октября отметили профессиональный праздник
СИЗО функционируют в стране уже почти 60 лет. О том, что изменилось в системе за эти годы, мы поговорили с врио начальника ОФСИН России по КЧР полковником внутренней службы Рамаем Галиевым.
– Рамай Риваевич, почему когда-то вообще возникла необходимость создания следственных изоляторов?
– До 1963 года заключенные под стражу на время следствия и суда помещались в тюрьмы, где тогда отбывали уголовные наказания все осужденные. При этом условия содержания и режим были тоже едины для всех, что, согласитесь, в корне неправильно. Кроме того, существовала реальная возможность контакта и передачи криминального опыта между разными категориями тюремного контингента. И 31 октября 1963 года на коллегии Министерства охраны общественного порядка РСФСР было принято решение создать новый вид учреждений – следственные изоляторы, для содержания в них подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Первые в стране 170 СИЗО заработали уже в начале 1964 года.
– Современный следственный изолятор сильно отличается от тех – самых первых?
– Время на месте не стоит, меняется все, и наша служба – тоже. На сегодняшний день это достаточно разветвленная структура, все звенья которой связаны воедино, словно детали одного механизма. Поэтому, чтобы в системе не было сбоев, взаимодействие между отделами должно быть четким и слаженным.
– С июля этого года вступили в силу новые правила внутреннего распорядка для следственных изоляторов. Что изменилось?
– Среди новшеств можно отметить возможность ежедневного приема душа беременными, женщинами с детьми и инвалидами I и II групп; совершение заключенными почтовых и банковских денежных переводов; возможность обратиться к администрации с заявлением о покупке лекарств, получении платных медицинских и юридических услуг, а также электронных книг на возмездной основе и др. Отдельно стоит отметить такое новшество, как установка в учреждении информационных терминалов с системой идентификации пользователя, посредством которых лица, содержащиеся в учреждении, могут обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами.
– Сколько человек находится сегодня в СИЗО Черкесска?
– В настоящий момент в СИЗО Черкесска содержится порядка 260 человек. Это смешанный контингент. При этом для женщин и несовершеннолетних созданы улучшенные условия содержания – камеры оборудованы телевизорами, холодильниками и душевыми кабинами.
– Не редкость, когда женщина попадает в СИЗО будучи в положении. На какие льготы в этом случае она может рассчитывать?
– Беременные женщины содержатся в общих помещениях, но после рождения ребенка переводятся в отдельную камеру, которая оборудована в учреждении специально для этой категории лиц. Там предусмотрено все для содержания новорожденных в дополнение к улучшенным условиям: электроплитка, кроватка, пеленальный столик, стиральная машина, гладильная доска и другие предметы, необходимые для ухода за ребенком.
– Какие еще мероприятия предусмотрены для всего контингента?
– Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации определено получение общего среднего образования в местах лишения свободы обязательным, в данном случае за парты садятся не только несовершеннолетние, но и люди, давно переступившие порог совершеннолетия. Для этого в учреждении действует учебно-консультационный пункт. Также в следственном изоляторе ведется и профессиональное обучение для осужденных, которые могут получить специальность повара и оператора котельных установок.
– У кого-то из обычных граждан вполне может зародиться вопрос: к чему такая повышенная забота о людях, совершивших преступления?
– Часть контингента СИЗО и тюрем – люди, преступившие закон необдуманно, случайно или по чьему-то наущению. Они вполне могут все осознать, раскаяться и в будущем вести законопослушный образ жизни. А мы должны всемерно помогать им в таком выборе, способствовать ресоциализации. Ведь наша цель – вернуть в общество полноценного гражданина, а не еще больше озлобившегося человека.
– Работать в СИЗО хочет и может, согласитесь, далеко не каждый…
– Основная часть сотрудников приходит к нам из ведомственных высших учебных заведений. Это молодые специалисты, которых территориальный орган, в свою очередь, направлял на обучение. Но есть и такие сотрудники, которые приходят к нам, так сказать, с «гражданки». У нас в системе строгий отбор. Образование – не ниже среднего, отсутствие судимостей, годность к воинской службе, хорошая спортивная и психологическая форма, для мужчин обязательна срочная служба в армии. Все сотрудники проходят военно-врачебную комиссию и индивидуальное психодиагностическое обследование, в том числе – с использованием полиграфа, поэтому скрыть что-либо о себе не получится.
– Я знаю, что до этого вы проходили службу на различных должностях в следственном изоляторе другого региона. А как вообще оказались в уголовно-исполнительной системе?
– Мужчин в форме я видел с раннего детства – мои родственники служили в различных силовых структурах. Мне очень нравилось то, как мужественно они выглядели, хотелось быть таким же, когда вырасту. Повзрослев, понял, что служба – это не только внешняя выправка и мундир, но и серьезная работа, требующая от человека много сил, знаний и настоящих мужских качеств. И когда после армии представилась возможность проходить службу в учреждении УИС, то пошел туда не раздумывая. И не пожалел!
– Несмотря на короткий срок исполнения обязанностей руководителя территориального органа, какие впечатления у вас сложились о коллективе учреждения?
– На сегодняшний день в следственном изоляторе Черкесска трудятся около 200 сотрудников и вольнонаемных работников. Коллектив у нас дружный. Могу с уверенностью сказать, что сотрудники и работники учреждения – это крепкая команда профессионалов, которые могут и выполняют поставленные перед ними задачи.
– Что бы вы пожелали своим коллегам не только в их профессиональный праздник, но и в рабочие будни?
– Работая в тяжелых условиях и постоянном напряжении, сотрудники честно и добросовестно несут службу. Хочу пожелать неизменно крепкого здоровья, стойкости духа, семейного счастья и добра.
К слову,
по статистике Генеральной прокуратуры последних лет, 34% лиц совершили преступления в состоянии алкогольного опьянения, а 67% лиц, совершивших преступление, не имели постоянного источника дохода.
{{commentsCount}}
Комментариев нет