День республики № 132 от 19.11.2022

Чёрно-белые шедевры или раскрашенные подделки?

24 ноября в 10:54
6 просмотров
Парад 7 ноября 1941 года в Москве на Красной площади
Парад 7 ноября 1941 года в Москве на Красной площади

В последние годы всё чаще на телевидении и на киносайтах интернета встречаются фильмы прошлых лет, снятые как чёрно-белые, но раскрашенные с помощью цифровых компьютерных технологий.

Деятели и владельцы телеэфира объясняют это тем, что современный зритель, особенно молодой не может и категорически не желает смотреть что-либо монохромное, для него это абсолютно скучно и неинтересно. Ему необходима, прежде всего, яркая картинка с богатым цветом. Так появляются примитивно раскрашенные, похожие на мультики фильмы прошлых лет, которые по мысли авторов этой «раскраски» стали «намного лучше». Но так ли это на самом деле?

Лично у меня при появлении на экране подобной продукции возникает сильнейшее чувство протеста. Время чёрно-белого кино – это целая эпоха в киноискусстве. И для этой эпохи главным было содержание произведения, острота проблем, чувства героев, достоверность и точность созданных ими образов. И, что важно – из-за отсутствия технических возможностей цветной съёмки предъявлялись высочайшие требования к работе и мастерству кинооператоров и постановщиков света. Это были воистину настоящие МАСТЕРА! Они филигранно создавали светотеневой рисунок каждого кадра, каждой сцены, безупречно передавая и мысль сценариста, и режиссёрский замысел. А что же после «раскрашивания»? Вся светотеневая композиция практически полностью исчезает. Пространство кадра теряет глубину и становится плоским, залитым невыразительными цветными фрагментами, одинаковыми по всему изображению. Когда-то в провинциальных фотографиях примерно так раскрашивали фотокарточки. Все лица были одинаково розовыми, глаза одинаково голубыми, губы красными, а деревья одинаково ярко-зелёными…

Есть ещё одно удивительное свойство чёрно-белого кино – оно передаёт «аромат эпохи», ощущение документальности происходящего на экране. Особенно это чувствуется в фильмах военного времени и в кинолентах о том времени. Им безоговорочно веришь. Особенно чувствуется, насколько более правдивыми смотрелись фильмы «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие» или «Семнадцать мгновений…» до тех пор, пока их не трогала рука равнодушного маляра!

Но ещё страшнее то, что эти самые «маляры» добрались и до настоящего документального кино! Уже демонстрировался «крашеный» фильм о Курской битве, а не далее, как 5 ноября, на одном из каналов мелькали «раскрашенные» кадры Парада 7 ноября 1941 г. на Красной площади. Иначе как кощунством и надругательством над памятью это назвать невозможно. Однако раскрашивание старых кинолент продолжается и, между прочим, кем-то финансируется. Я же думаю, что фильмы прошлых лет, особенно документальные, – это память поколений, они должны оставаться неприкосновенными для подобного «редактирования». А теленачальство и производители кинопродукции должны наконец понять, что и шедевры отечественного кино, и документалистику надо беречь и не допускать к ним малограмотных дельцов, которым безразлично, на чём «делать деньги».

В. П. РОМАНЕНКО
кандидат технических наук, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России
Поделиться
в соцсетях
Владимир Романенко военный парад документальный фильм киноискусство мнение Парад 1941 года раскрашивание старых фильмов телевиденье фильм черно-белое кино черно-белый фильм