Побуждающее к мысли
В собрании художественных произведений СОГМА представлены две картины настоящего виртуоза реалистической школы живописи Алана Калманова
О художнике Алане Калманове сказано достаточно много. В творчестве он остается верен своему кредо: искусство должно побуждать к мысли и оставлять послевкусие размышлений, а в terra incognita – обстоятельства создания картины и скрытые в них смыслы. Нам остается лишь добавить, что искусство художника развивает «эмоциональный» интеллект. В свое время Поль Гоген сказал: «Я закрываю глаза, чтобы лучше видеть», а художники раскрывают нам глаза, чтобы мы лучше понимали и чувствовали.
Одна из картин носит название «Падший ангел». Возникает ассоциация с известной картиной французского представителя академизма Александра Кабанеля, в которой этот ангел приближен к образу небесного вестника. На создание полотна французского художника вдохновила знаменитая эпическая поэма Джона Мильтона «Потерянный рай». Это произведение будоражило творческое чувство не одного живописца. На картине же Алана Калманова представлен низринутый с небес ангел. Для любого художника очень непросто показать эмоциональный накал и глубину чувств человека. Калманов изображает очень сильную эмоцию – крик. В отличие от ставшей хрестоматийной картины одного из основоположников классицизма, француза с итальянской душой Никола Пуссена «Избиение младенцев», которую ряд художников считает лучшей из когда-либо написанных по изображению человеческого крика, Калманов показывает кричащего героя не анфас, а в профиль, что сделать чрезвычайно сложно, не прибегая к помощи других, симметричных, частей головы. В известной картине норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка «Крик» выразить, усилить безысходность и отчаяние перед трагическими изменениями жизни человека, также изображенного анфас, помогают кроваво-красный цвет неба и крайне обобщенный, как бы под воздействием крика «плывущий» пейзажный фон, укрепляющий зрителя во мнении, что мгновение спустя все катастрофически поменяется для изображенного на картине.
Алан Калманов представляет зрителю падшего ангела в профиль, не фронтально, при этом на лице у изображенного выражение экзистенциального ужаса. Голова и верхняя часть туловища героя картины еще тянутся к золотому фону, олицетворяющему рай, небеса, золотой отблеск лежит и на уже поникшем крыле, но нижняя часть тела погружается в затягивающий, пугающий мрак. Находящаяся на переднем плане рука падшего ангела застыла в напряжении каждой своей мышцей. Сочетание золотого, оттенков серого и коричневого цветов на холсте Алана Калманова передает ужас и отчаяние низвергаемого ангела. В какой-то момент его напряженная кисть даже начинает напоминать лапу зверя.
Падший ангел на картинах художников светской живописи крайне редко появляется в виде зверя, монстра, чудовища или гибрида и предстает в разных величественных образах и эмоциональных состояниях: то в гневе, ярости и ненависти, как у немецкого символиста Франца фон Штука, то в смятении, как у французского символиста Одилона Редона, то беспощадным мучителем, как у Саши Шнайдера – немецкого художника эпохи модерна, или даже основательно потрепанным, как у испанского сюрреалиста Сальвадора Дали, с его особым способом мышления, и, наконец, обольстителем, как у Кабанеля. Живописцы демонстрируют, насколько велика сила дурного начала: даже тот, кому истина открыта полностью, может сойти с истинного пути. У Калманова же ангел в испуге истошно взывает к небесам, вызывая у зрителя сострадание, императивное желание прийти на помощь.
Каким-то таинственным образом изображение героя картины схоже и с описанием внешности одного из известных персонажей в современной литературе – Волан-де-Морта из серии книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг, у которого очень бледная, белая как мел кожа, похожее на череп лицо, тонкое длинное тело и такие же пальцы.
Второе произведение художника – «Утро» – написано в том же году, его размер 70 на 60 см. По производимому впечатлению оно противоположно «Падшему ангелу», поскольку освящено светлой радостью материнства, незримо отсылая зрителя к образу Богоматери, находящейся в центре повествования о спасении. Классические пропорции фигур создают ощущение торжественности. Мастер тонко прорисовывает свет, при этом предельно точно отражая действительность в манере рассеянных очертаний. Образ матери с ребенком пронизан гармонией, одухотворенностью, нежностью, любовью, спокойствием и смирением. Алан Калманов представляет свое видение идеала красоты, где красота и чистота души неразрывно связаны.
Олег РЕМИЗОВ.
Газета «Северная Осетия».
Справка
Алан Калманов учился в школе №5 Владикавказа, далее – в Ленинградской средней художественной школе им. Б.В. Иогансона при Академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, который он окончил с отличием. Вернулся в родной город, высоким трудом прославляя свою promissaterra – землю обетованную.
{{commentsCount}}
Комментариев нет