День республики № 134 от 24.11.2022

Когда «крайний» необходим

В Общественной палате Карачаево-Черкесии обсуждали проблемы ЖКХ

28 ноября в 16:54
12 просмотров
Строительство новых наружных сетей теплоснабжения для объекта «Модуль станции переливания крови в Черкесске» по улицам Грибоедова-Курганной
Строительство новых наружных сетей теплоснабжения для объекта «Модуль станции переливания крови в Черкесске» по улицам Грибоедова-Курганной

Подготовка коммунального комплекса республики к осенне-зимнему периоду завершилась началом отопительного сезона, который стартовал больше месяца назад в положенные сроки. Однако далеко не все вопросы оказались решенными. Кто оказался слабым звеном, разбирались за круглым столом представители управляющих компаний, ресурсно-снабжающих организаций, общественности, коммунальщики.

Когда есть о чем поговорить

По результатам проведенного общественниками мониторинга по состоянию на 15 октября текущего года готовность жилищного фонда к отопительному сезону составила 98%. Времени для подготовки к нему у коммунальщиков было достаточно – часть весны, все лето и половина осени. Тем не менее, каждый такой сезон обычно приносит свои сюрпризы, а с ними – очередной поток жалоб от потребителей. На это и указал председатель комиссии по вопросам строительства, ЖКХ, экологии, охраны окружающей среды и благоустройства территорий Общественной палаты КЧР Анатолий Барков:

– Начиная с мая, все аспекты подготовки к зимнему отопительному периоду уже были неоднократно рассмотрены ответственными структурами органов власти, муниципальными образованиями и общественными организациями. И все равно есть, о чем поговорить.

Напомнив, что конкретно включает в себя подготовка к отопительному периоду и на кого она возложена, он отметил, что все это – вполне решаемые задачи.

– Там, где руководители управляющих организаций – ответственные люди, хорошо знающие свою работу, свои объекты и то, что нужно сделать в первую очередь, все получается нормально и в срок, без нареканий от потребителей. А вот оставшиеся проблемы – лакмусовая бумажка, показатель реальной подготовленности многоквартирного дома и профессионализма работы управляющих организаций, – констатировал Анатолий Константинович.

С этих позиций и продолжилось обсуждение острого вопроса, по которому участники заседания поочередно высказали свое мнение. Так, руководитель Управления Госжилнадзора Руслан Урусов сообщил, что только за первое полугодие службой было получено 530 обращений граждан и организаций, из которых 93 – жалобы на некачественное обеспечение коммунальными ресурсами.

– Жильцы преимущественно жалуются на некачественное предоставление услуг, поэтому нами регулярно проводятся контрольно-надзорные мероприятия в отношении УК, допустивших нарушения, в том числе – с привлечением к административной ответственности и выдачей предписаний по устранению нарушений. Это дает нужный эффект – уменьшение жалоб, но работа в этом направлении регулярно продолжается и в новом отопительном сезоне, – рассказал Руслан Азретович.

В свою очередь, начальник производственно-технического отдела Вячеслав Аверченков перечислил мероприятия, выполненные ООО «Тепловые сети» в ходе планово-предупредительных работ и работ по профилактическому ремонту теплотехнического оборудования, отметив, что паспорт готовности к осенне-зимнему периоду 2022-2023 годов предприятием был получен в установленные сроки.

ООО «Тепловые сети» приступило к поочередному запуску в работу всех котельных и распределению тепловой энергии по наружным сетям теплоснабжения.

А вот подключение многоквартирных домов к контуру отопления внутри зданий – в тепловых пунктах осуществляется силами управляющих организаций в соответствии с графиками подключения МКД, предоставленными ранее.

– На сегодня свои задачи мы выполнили в полном объеме. Теплоноситель подается во все здания, и, если где-то холодно, жильцам нужно обращаться в свою УК, – резюмировал Аверченков.

Конкретика по проблематике

Говоря о проблемах с подключением МКД к отоплению, Вячеслав Александрович привел в пример ситуацию с домом по улице Международной, 85, где уже не первый год сотрудникам ООО «Тепловые сети» приходится заниматься запуском отопления. В доме верхняя разводка системы отопления, находящаяся в неудовлетворительном состоянии, с нарушением уклона трубопроводов и отсутствием воздушных сбросных устройств. Требуется выполнение ремонта, поскольку при неправильной эксплуатации система может заполниться воздухом, нарушается гидравлический режим, образуются воздушные пробки, и она начинает «стоять», а батареи, соответственно, остывают.

– В прошлом году мы провели в этом доме больше недели, запуская его, хотя этим должна заниматься управляющая компания: плавно запускать теплоноситель в контур отопления, сбрасывать воздух с батарей и в верхних точках, контролировать давление в системе. Но каждый год одно и то же – слишком быстро и оперативно открывают вводные задвижки, не выполняя всех требований по пуску системы отопления, – пояснил Аверченков.

По его словам, есть здесь и вина самих потребителей – жильцы выполняют самовольные сбросы при замене отопительных приборов, а также при реконструкции, за счет переноса батарей на лоджии или балконы. После монтажных работ заполняют систему водой или вообще не заполняют ее, тем самым завоздушивают контур отопления.

Отвечая на злободневный вопрос о температурном режиме на обслуживаемых объектах, Аверченков пояснил, что ООО «Тепловые сети» поставляет услугу по теплоснабжению на границу раздела в соответствии с нормативными требованиями:

– Конкретно в домах температуру мы не регулируем и не занимаемся распределением тепла между контурами отопления и горячего водоснабжения. Этой наладкой тоже должна заниматься управляющая организация.

Также он разъяснил, что при подаче теплоносителя в МКД привязки к какому-то определенному значению температуры нет, поскольку величина наружной температуры воздуха непостоянная.

– Минимальная температура теплоносителя, которую мы должны держать на границе дома – это 60 градусов. Такой температуры достаточно, чтобы обеспечить нормативную температуру по горячей воде и обеспечить внутреннюю температуру воздуха центральных жилых помещений в доме минимум 18 градусов и 22-24 градуса в угловых комнатах.

И снова недочеты

Заместитель генерального директора КЧРГУП «Теплоэнерго» Кемал Урусов также сначала рассказал о проведенной работе перед отопительным сезоном, а затем перешел к наиболее проблемным местам по районам. В числе «болевых точек» оказался и поселок Правокубанский Карачаевского района, где 5 домов не были подготовлены к отопительному сезону.

– Полностью были затоплены подвалы сточными водами и фекалиями, невозможно физически проводить какие-либо работы, – обрисовал ситуацию Кемал Идрисович. – Занималась этим вопросом не управляющая организация, а администрация поселка, но быстро такие проблемы не решаются. И все это время потребители были без тепла.

При этом он сообщил и хорошие новости – в следующем году Правокубанка может рассчитывать на модернизацию.

– Собираемся полностью заменить устаревшую котельную современной и уже получили под это средства из фонда ЖКХ, – сказал он.

При дальнейшем обсуждении участниками круглого стола качества подготовки коммунального комплекса КЧР к зимнему отопительному сезону были отмечены и другие проблемы, которые затрудняют подачу тепла в квартиры жильцов многоквартирных домов. В числе основных – отсутствие управления домами, когда нет людей, ответственных за процесс, с которых можно спросить по итогу. Сами собственники тоже в этом вопросе плохо участвуют, также крайне низкая платежеспособность. Сильно тормозят дело и «лжеотчеты» управляющих организаций за проведенную подготовку и промывку, когда на деле обнаруживаются недостатки, и сотрудникам теплосетей приходится выезжать на место, наблюдать, как проходят ремонтные работы.

Еще одна немаловажная причина – самовольные вмешательства в систему отопления. Особенно, когда этим занимаются люди посторонних профессий – сантехники, электрики, а то и вовсе неспециалисты. И это тоже усугубляет проблему.

Итоги и рекомендации

По итогам обсуждений общественники резюмировали выводы в вынесенной резолюции, где указали, что, несмотря на высокую степень готовности отрасли к работе в осенне-зимний период имели место несвоевременное и некачественное выполнения работ отдельными управляющими организациями, отсутствие мероприятий и планов проведения работ к отопительному периоду; несогласованные действия всех структур, участвующих в этом процессе. Подтверждением этого являются продолжающие поступать жалобы граждан на несвоевременную поставку ресурса в МКД, учитывая начало отопительного сезона в регионе. Соответствующие рекомендации выданы Министерству строительства и ЖКХ КЧР, ресурсоснабжающим организациям и УК. Контроль за ходом прохождения отопительного сезона 2022-2023 возложен на общественные советы при главах МО и Центр общественного контроля КЧР в области ЖКХ КЧР.

Важно

Основная задача управляющих компаний – эксплуатация и содержание имущества в многоквартирных домах – все, что связано с функционированием дома: чистота каждого подъезда, отопление, свет и водоснабжение. Каждый житель является потребителем услуг, а УК – их поставщиком. УК предоставляет жителю полный перечень услуг, в том числе поддержание температуры зимой в квартирах больше +18.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях
Анатолий Барков Вячеслав Аверченков горячее водоснабжение Госжилнадзор жилищно-коммунальная сфера жилищно-коммунальный комплекс ЖКХ Карачаевский район Кемал Урусов коммунальная инфраструктура коммунальные службы коммунальные услуги контрольно-надзорная деятельность круглый стол КЧР Министерство строительства и ЖКХ КЧР МКД многоквартирный дом модернизация коммунальной инфраструктуры обращения граждан Общественная палата КЧР ООО "Тепловые сети" отопительный сезон паспорт готовности подготовка к осенне-зимнему периоду подготовка к отопительному сезону поселок Правокубанский ресурсоснабжающая организация Руслан Урусов система отопления МКД строительство новой котельной теплоснабжение теплоэнергия Теплоэнерго УК управление МКД Центр общественного контроля и просвещения в сфере ЖКХ