Советские чекисты на Северном Кавказе
Участие войск НКВД в Великой Отечественной войне - это особая страница нашей истории
Беспримерную стойкость показали военнослужащие войск НКВД во всех тяжелейших сражениях и боях: в обороне Брестской крепости, Риги, Таллина, Могилева, Ленинграда, Киева, Одессы, Тулы, в Московской и Сталинградской битвах, в битвах на Кавказе и на Курской дуге. Всего в боях с различной продолжительностью участвовали воинские части 58 дивизий и 23 отдельных бригад войск НКВД.
В целях противостояния натиску врага по стране согласно решению Совнаркома СССР от 24 июня 1941 г. создавались истребительные батальоны (ИБ), которым был одобрен комплекс мер по обеспечению безопасности тыла страны. Так, в Карачаевской автономной области был сформирован Микоян-Шахарский батальон. Командиром назначался старший лейтенант госбезопасности И. Е. Редькин (начальник облмилиции), его помощником – И. П. Архипенко (начальник политотдела управления НКВД), командирами взводов – И. Ф. Колотилин и А. И. Антипов, командирами отделений – В. И. Абаев, Т. К. Авсарагов, А. И. Былина, И. В. Блудов. Кроме них, из сотрудников УНКВД в ИБ состояли два пулеметчика и политруководители.
Этот опыт решено было применить и в других районах Карачаевской автономной области. В октябре 1941 г. было принято решение об организации истребительных батальонов при органах НКВД Карачаевской автономной области, в рамках которого в целях уничтожения вражеских парашютных и авиадесантов, а также для борьбы с бандитизмом на территории КАО предписывалось создать ИБ в районных центрах, в том числе в станице Усть-Джегутинской – 50 человек, в станице Зеленчукской – 50 человек, в станице Преградной – 30 человек, в ауле Учкулане – 25 человек, в Малом Карачае – 20 человек, а также в Теберде – 25 человек, на шахтах – 30 человек.
В ст. Зеленчукской казачью полусотню было решено подчинить командиру ИБ, сохранив ее как подвижную конную единицу, и использовать согласно графикам для несения постовой, патрульной и наблюдательной службы по планам органов НКВД. На них возлагали охрану важнейших объектов и наблюдений за воздухом.
Командирами ИБ назначались заместители начальников райотделов НКВД по милиции, а комиссарами – лица из районного партийного актива, согласно решению райкомов ВКП (б). Все истребительные батальоны области были подчинены Редькину, начальником их штаба стал Зорин (инспектор службы и боевой подготовки милиции УНКВД), комиссаром – Коротченко. О положении дел в ИБ партийные руководители районов обязаны были информировать военный отдел обкома партии.
Уже к концу 1941 года бойцы-конники формирующихся ИБ из г. Микоян-Шахара, Зеленчукского, Микояновского, Преградненского, Усть-Джегутинского районов обратились с просьбой о направлении их в действующую армию, а именно во 2-й Гвардейский конный корпус генерала Доватора. Просьба была поддержана областным руководством.
В Черкесской АО решение о создании ИБ было принято 23 октября 1941 г. (со ссылкой на решение Совнаркома СССР от 24 июня и ЦК ВКП (б) от 1 июля 1941 г.). Руководство истребительными отрядами Черкесии было возложено на начальника УНКВД. В Черкесске командование ИБ возложили на заместителя начальника областного УНКВД лейтенанта милиции Кешокова, комиссаром назначили Беспальченко; был утвержден штаб в составе начальника (Сухачев), ответственных за связь (Лабушкин), боеприпасы (Ерин), снабжение (Пустовалов).
Помимо руководства и организации ИБ на чекистов и милиционеров возлагались и другие неотложные задачи. Бюро обкома партии предписало Микоян-Шахарскому горкому ВКП (б) выделить в помощь начальнику облуправления НКВД необходимое количество коммунистов для охраны важных объектов областного центра. Одновременно начальнику милиции управления НКВД Редькину и областному прокурору Салпагарову поручалось «решительно пресечь попытки антисоветского элемента вызвать спекуляцию и реорганизацию нормальной торговли».
Однако летом положение на фронте стало быстро меняться, а фронтовая линия начала стремительно приближаться к Кубани. Уже в начале августа 1942 г. советские войска под мощным напором противника начали оставлять территорию обеих автономных областей.
Сам Черкесск для немцев имел важное стратегическое расположение – через него проходила ветка железной дороги, которая выходила на магистраль Ростов-Баку. Кроме того, вся территория находилась на пути к перевалам Главного Кавказского хребта, здесь начиналась Военно-Сухумская дорога. В планах гитлеровцев было прорваться к бакинской и грозненской нефти, поэтому в направлении Черкесска были брошены силы хорошо подготовленных фашистских альпийских и горно-егерских дивизий 49-го горного корпуса.
В конце лета 1942 года в результате ожесточенных боев за Черкесск, которые вели 2-я гвардейская и 275-я стрелковая дивизии, а также другие части советских войск, город был сдан. С 11 августа 1942 года началась оккупация Черкесска, которая продолжалась пять месяцев и семь дней – до 17 января 1943 года.
Гитлеровцы превратили Черкесск в оборонительный рубеж, здесь располагались штаб и подразделения 667-го пехотного полка захватчиков, 370-я пехотная и 5-я авиаполевая дивизии, учебный полк, охранный и разведывательный отряды 1-й альпийской дивизии. В соседних населенных пунктах заняли позиции подразделения 2-й румынской горнострелковой дивизии.
Однако, оккупировав территорию нынешней Карачаево-Черкесии, фашисты встретили здесь серьезное сопротивление мирных жителей и сводных отрядов НКВД, зачастую практически в полном составе погибавших на поле боя.
Так, в сентябре 1942 г. отряд НКВД организовал и провел вместе с красноармейцами рейд из Баксанского ущелья к вражеским тылам в районе аула Хурзук. Но этот отряд был разгромлен, а большая часть убита. Командир разведгруппы отряда старший лейтенант госбезопасности Хасан Асанов был ранен, смог уйти, но позднее, уже в г. Нальчике, был выдан врагам и погиб.
В период немецкой оккупации территории Верхней Кубани (август 1942 – январь 1943 г.) основная часть сотрудников областного УНКВД ушла в партизанские отряды или скрылась в подполье. В их числе – Исмаил Идрисович Акбаев. Он родился в 1916 году в Учкулане; профессиональное образование получил в кооперативном техникуме в г. Микоян-Шахаре (1934 г.). Некоторое время работал в облпотребсоюзе, финансовом отделе облисполкома, занимал пост ответственного секретаря Микоян-Шахарского городского совета трудящихся. В органы госбезопасности был направлен в сентябре 1939 г. и вскоре назначен начальником Учкуланского районного отдела НКВД в чине младшего лейтенанта госбезопасности. Чуть позже его перевели на должность начальника Микояновского райотдела НКВД уже в звании старшего лейтенанта госбезопасности.
Он в числе шести бойцов Карачаевского областного партизанского отряда «За Родину!» попал 5 сентября 1942 г. в засаду в урочище Уллу Айыры (на Скалистом хребте) и погиб. Попавшие в плен командир этого отряда Михаил Исаков (заместитель начальника УНКВД по Карачаевской автономной области) и комиссар отряда Зекерья Эркенов были расстреляны. В Зеленчукском районе были захвачены и расстреляны начальник райотдела НКВД Владимир Андреевич Осканов, оперуполномоченный того же райотдела Идрис Коналиевич Глоов.
Такая же участь постигла и Учкуланский партизанский отряд, бойцы которого из числа сотрудников УНКВД Ханафий Касаев (комиссар отряда), Халит Кагиев, Имаутдин Бердиев погибли. Также пали работники управления НКВД Виктор Панаев и Жаров (отряд «Мститель»), Магомед Айбазов, Локман Узденов. В ауле Учкулан были подвергнуты пыткам и живыми закопаны у базарной площади 42-летний Осман Кубанов (начальник паспортного стола районной милиции) и 27-летний Матвей Захаров (оперуполномоченный Учкуланского райотдела НКВД), а вместе с ними секретарь Учкуланского райкома партии Дмитрий Попов и работник райвоенкомата Иван Емельянов.
Сотрудники НКВД воевали и в составе партизанских отрядов Черкесии. В их числе – Сыпко, павший в бою у р. Марухи (Черкесский городской отряд).
Работники органов внутренних дел и государственной безопасности проявили себя настоящими патриотами Отечества и достойно выполняли свой воинский долг.
По материалам отдела ФСБ РФ, войсковая часть 73788.
Справка
За мужество и отвагу более 100 тыс. военнослужащих войск НКВД были награждены орденами и медалями. По последним данным, учтено 306 Героев Советского Союза, в том числе 4 дважды Героя, которые в различное время служили в войсках НКВД. 29 военнослужащих за совершенные подвиги зачислены навечно в списки воинских частей войск. За доблесть и боевое мастерство 18 соединений и воинских частей войск НКВД отмечены государственными наградами или почетными наименованиями.
{{commentsCount}}
Комментариев нет