День республики № 5 от 21.01.2023

Ах, какая красота!

В Никольском соборе проведены работы по росписи центральной части и купола

Вчера в 10:31
1 просмотр
Центральный купол Никольского собора
Центральный купол Никольского собора
Источник — Фото Светланы ОСЕЦКОЙ

Сегодня архиерейское подворье, храм святителя Николая, в Черкесске при входе в него напоминает прекрасные храмы Византии. Расписаны купол и центральная часть собора. На росписи изображены сцены Рождества и события жития Николая Угодника. Колористическая гамма охряно-алая, теплая, солнечная.

А началось все несколько лет назад с приезда в храмы Северного и Южного Карачаево-Черкесского церковных округов епархиальной архитектурно-строительной комиссии, в которой приняли участие руководитель епархиального отдела по строительству протоиерей Андрей Бондарчук, архитектор и древлехранитель епархии Олег Чечин, заведующий епархиальным складом Сергей Чечин. В Никольском соборе комиссия тогда ознакомилась с ходом работ по росписи стен храма и утвердила принятое колористическое решение.

Росписью Никольского собора занимаются художники из Москвы. Руководит работами Михаил Савостюк, сын известного московского художника Олега Савостюка. Вместе с ним работают его супруга Марина Шибаева, двое их детей, тоже живописцев, и Андрей Ахальцев, профессиональный художник, который сформулировал концепцию путей возрождения русской иконописной школы. Андрей Ильич участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве, Успенского собора в Дмитрове, церкви Казанской Божией Матери в Дивеево. Также является автором проекта орнаментального убранства храма Серафима Саровского в Сарове.

Изображение херувима над алтарем
Изображение херувима над алтарем
Источник — Фото Светланы ОСЕЦКОЙ

Роспись огромного храма включает всё: иконостас, пол, утварь, светильники и даже двери храма. И понятно, что только при таком всеобъемлющем подходе можно получить цельный образ, в котором не будет разнобоя, случайного смешения стилей и колоритов. При взгляде на храмовые росписи не должно возникать дисгармонии, когда часть интерьера по окончании росписи выглядит чужеродной. Ведь человек в храме воспринимает его убранство целостно. Во время молитвы он, может быть, и не разглядывает детали, но ощущает и впитывает образ пространства во всей полноте. И московские живописцы просчитали все: здесь отчетливо видна работа над эстетикой, гармонией, единством цвета и стиля.

Как нам рассказал протоиерей Никольского собора Сергей Кузнецов, с этими художниками и иконописцами они общаются уже 10 лет. Их первая работа – роспись детской комнаты в храме. Когда возникла необходимость, было решено обратиться к тем же художникам.

Михаил Савостюк отметил, что для них большая радость – работать в таком храме. Архитектура во всех храмах разная. Тут большой купол и много света, что позволило нанести большой облик Христа. На него струится свет, получился удачный образ, составляющий центр композиции, считает живописец. Художники сами справлялись со всеми этапами работ: от установки лесов «под себя» до нанесения последнего красочного слоя. Изображение переносилось на стену и припорохом, и сегментами – все определялось художественной целесообразностью. Все решалось еще на уровне эскиза, ведь некоторые фигуры на росписи были высотой около пяти метров.

Сцена Рождества Иисуса Христа
Сцена Рождества Иисуса Христа
Источник — Фото Светланы ОСЕЦКОЙ

В храмах используются свечи, и при большом скоплении народа стены темнеют и коптятся. Чтобы решить эту проблему в нашем храме, проведены работы по устройству приточно-вытяжной вентиляции. Для чего это нужно? Чтобы красивая роспись была долговечной, а не покрылась через несколько лет темной пеленой сажи. Как рассказал нам священник Александр Гурин, роспись половины храма завершена, теперь начинается сбор денег на завершение работ.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
Александр Гурин Андрей Ахальцев живопись иконописец КЧР Михаил Савостюк Никольский собор протоиерей Ракурс роспись собора роспись стен храма роспись храма священник Сергей Кузнецов художник Черкесск