Картины – порталы в прошлое
Дагестанской художнице Фатимат Магомедовой всего 14 лет
Ее работы – доказательство того, что мир слабослышащих и мир слышащих людей – это единое целое. Искусство говорит со всеми на одном языке. И мы в этом убедились. Знакомимся с художницей.
Кто-то впервые откроет для себя это имя, некоторые уже знакомы с ее творениями. Картины Фатимат Магомедовой оценил бы даже самый привередливый критик. Фатимат сейчас 14 лет. Девочка родилась с полным отсутствием слуха, с помощью аппаратов удалось частично восстановить его. Как и все талантливые дети, рисовать стала очень рано.
Работы не по-детски взрослые, и зритель, как и художник, видит их по-разному. Но каждый найдет что-то свое, родное.
Вот мать сидит, качает люльку. Давнишняя люлька, деревянная, в такие сегодня младенцев не укладывают. Вот дети, закатав штанишки, бегут по улочкам аула. На крыше дома – он же двор для верхнего строения – горянка лепит кувшин. Сохнет под солнцем ковер, сидят аксакалы, лежат на столе фрукты из собственного сада…
И становится тепло, уютно. Даже если ты ни разу не бывал на таких крышах-дворах, никогда не месил глину и не лепил из нее изделия, слово «годекан» услышал впервые – всё равно солнечно. Глядя на эти работы, не задумываешься о том, круглая земля или квадратная. Неважно, есть ли еще рядышком другие миры, государства, города… В них столько умиротворения, насыщенных запахов трав, цветов, осенней прохлады и полуденной жары, что каждому пейзажи напоминают, откуда он родом.
«Надо же, как всё реалистично и с теплотой передано…» Думала, что говорю про себя, а оказалось – вслух. Мое мнение разделяет незнакомая гостья выставки.
– Удивительно, вроде бы обыкновенная картина, а сколько в ней теплоты, позитива, – говорит она. – Смотришь, и душа наполняется радостью, вспоминаются далекие детские годы, проведенные в селе у бабушки и дедушки. Словом, счастливое детство, хотя тогда нам так явно не казалось, особенно в сезон пахоты и сбора урожая. А наши городские внуки косу в руках не держали, коров не доили, овец не стригли и, конечно, кукурузу тоже никогда собирать не станут.
«Весна», «Птица-Мать», «Сюжет у сторожевой башни», «Мы с вами, сыны и внуки»… Десятки картин, отображающих прошлое и настоящее Дагестана, собраны под одним общим названием «Мой мир». Картины – порталы в прошлое. Можно смотреть и греться воспоминаниями.
Всё свое свободное время девочка рисовала, полностью погружалась в творческий процесс. И мир искусства стал занимать всё больше и больше пространства. Стало тесно, пришло время выходить за пределы домашней мастерской… В семь лет Фатимат поступила учиться в Республиканскую школу искусств М. Кажлаева для особо одаренных детей и сразу же привлекла внимание педагогов. Наставник Нина Хаджаева с любовью рассказывает о своей ученице и отмечает ее талант. Она свободно работает в декоративно-прикладной композиции, усидчива и терпелива.
– Со временем Фатимат будет одним из лучших дагестанских художников, который работает в станковой, сюжетной композиции, – уверена педагог.
Есть мнение, что у инвалидов по слуху наиболее обостренно развито зрительное восприятие, изобразительное искусство заменяет им и музыку, и литературу. И как сказала председатель общественного Совета фонда культуры РД Луиза Гаврилова, «на персональной выставке Фатимат предстает перед зрителями сложившимся художником со своим стилем, техническим почерком, нашедшим творческую и жизненную дорогу».
– Приятно слышать подобные отзывы, – делится впечатлениями юная художница. – У меня ни дня не проходит без кистей и красок. Чистое полотно штрих за штрихом покрывается мыслями, эмоциями, оживают города, села, улицы, реки, море… Бывает так, что берешься за кисть, и рука сама ведет, задумываешь написать одно, а выходит совсем другое. Но больше всего я люблю изображать Дагестан.
И это заметно по ее работам – больше всего сюжетов посвящено именно родному краю.
– В школе уроков много и домашних заданий тоже, поэтому не всегда успеваю завершить начатую картину. Вот когда поступлю в художественное училище, надеюсь, что времени на творчество будет больше, – рассуждает она.
Наш разговор проходит в коридорах школы М. Кажлаева. Фатимат говорит не торопясь, осмысливая каждое слово, вспоминая свои поездки в горы, и стеснительно улыбается, потому что еще не привыкла к вниманию со стороны журналистов. Из кабинетов доносится классическая музыка. На стенах – портреты знаменитых композиторов и не только, работы учеников, в том числе и нашей героини.
Малика КУРБАНОВА,
Сетевое издание «Дагестанская правда».
Справка
Открытие школы искусств для одаренных детей в Дагестане неразрывно связанно с именем композитора и дирижера, народного артиста СССР Мурада Кажлаева, своевременно осознавшего необходимость создания такой специальной музыкальной школы, основное предназначение которой – обучение музыкально одаренных детей. Учебные планы школы Кажлаева представляют собой авторские образовательные программы повышенного уровня сложности, которые способствуют раннему профессиональному самоопределению и развитию творчески одаренных ребят.
{{commentsCount}}
Комментариев нет