Прямые ответы на сложные вопросы
Вышла энциклопедия об адыгской духовности и культуре
Какова природа философии и культуры адыгов? Об этом и многом другом можно узнать из недавно вышедшего энциклопедического издания «Адыгская (Черкесская) философия и культура». Автор – крупный ученый в области философии, культуры и социологии Руслан Ханаху.
Уникальное издание
Перед нами оригинальное издание, в котором впервые анализируются и осмысливаются основные базисные элементы философии и культуры адыгов. «Адыгская (Черкесская) философия и культура» рассчитана на преподавателей, студентов и учащихся вузов, колледжей, лицеев, гимназий, школ, а также на самые широкие круги российской интеллигенции и всех интересующихся адыгской (черкесской) философией и культурой.
Как говорится в предисловии, адыги известны в мире по внешнему этнониму «черкесы» и по внутреннему этнониму «адыги», «адыгэ». Это младописьменный народ, который имел в прошлом свою письменность, но она была потеряна в глубине веков. У адыгов богатая вербальная (устная) и нарративная (описательная) культура. Она выполняет большую роль в формировании философской и культурной традиций этноса.
Истоки философии
Размышляя о генезисе философии, русский философ С. Трубецкой исходил из того, что философия есть, прежде всего, философия отдельного народа и возникает она в народе. Первоначальную метафизику каждого народа он усматривал в его религиозных представлениях и понятиях. Известно, что самый яркий философ античности Аристотель классифицировал науки как теоретические (метафизические) и практические, к которым он относил этику (этика – практическая или моральная философия). По мнению ряда авторитетных специалистов (к примеру, В. Макеева), практическая философия у адыгов возникла 2,5 тысячи лет тому назад и берет свое начало в недрах нартского эпоса и в других памятниках народного творчества.
Практическая философия адыгов заложена в его этике – адыгагъэ. Лексического аналога адыгскому слову «адыгагъэ» в русском языке нет. Смысл этого слова на русском может означать «адыгство», то есть единое неписаное и незыблемое следование общепринятому в этносе представлению о чести, благородстве, предназначении отдельного человека и общества в целом. Это и черты характера, свойственные всем адыгам. Адыгство – это моральная философия этноса, его нравственный опыт и практика, а в сущности – сама культурная самоорганизация.
Софология
Как отмечает автор издания Руслан Ханаху, практическая философия, как хорошо забытое старое, в наше время получает новое направление. Ее сегодня называют «софологией» – «наукой о мудрости» в отличие от «философии» – «любви к мудрости». В эпоху современного глобального кризиса стали возрождаться традиции античной Греции и других народов. Возрождаются базовые приемы философского мышления: живой диалог, постановка вопросов, дебаты, что так любили делать адыги (черкесы) в хачещах (кунацких).
В широком смысле к практической философии относят тексты, речи, доводы, парадоксальные мысли и суждения, содержащие философскую аргументацию: мысли о человеке, об отношении к миру и т. д. В таком значении адыгская (черкесская) практическая философия имеет богатую историю и традиции. Многие мудрецы – софосы адыгского этноса, просветители, писатели оставили вербальные и письменные материалы, имеющие практический философский смысл.
– Наше общество начинает осознавать, что философия может непосредственно влиять на дела и судьбы людей, что философы могут работать с людьми подобно психологам, психоаналитикам, врачам, священникам, – говорит Р. Ханаху.
Систематизация
Работа «Адыгская (Черкесская) философия и культура» выполнена в контексте практической философии и культурфилософии. Культурфилософия – это раздел философии, исследующий сущность и ценность культуры. В своей сущности она ориентирована на философское постижение культуры как универсального и всеобъемлющего феномена.
– Мной изучены материалы из истории, этнологии, философии, культурологии, религии, эпоса «Нарты», отечественных и зарубежных источников и экспедиций, которые прямо или косвенно касались проблем адыгской философии и культуры. Во время работы над энциклопедией было написано и обсуждено более 500 вариантов статей, терминов, 300 из которых вошли в настоящую работу, – отмечает Руслан Ханаху.
В энциклопедическое издание вошли также материалы из экологии, экономики, филологии, литературы, интерпретация которых носит философско-культурный подтекст.
– Многие материалы, которые впервые рассматриваются в данном издании, могут в будущем стать легитимными в гуманитарных науках. Конечно, многое будет зависеть от оценок читателей и специалистов. Хотелось бы особо отметить те материалы, автором которых является Мурат Яган, их достаточно много. Ряд из них носят спорный и дискуссионный характер, но в основном они эвристичны и аутентичны, – поясняет Руслан Ханаху.
Интересные встречи
В издание включено большое количество статей об адыгских мудрецах-софосах, просветителях, а также адыгских и русских писателях, поэтах, среди которых классики русской литературы А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, Ф. Достоевский и другие. Они внесли огромный вклад в осмысление адыгской (черкесской) культуры, ментальности, кавказского «духа».
Широко представлены материалы европейских и российских ученых и путешественников, которые в свое время познакомили своих соотечественников с красотой Кавказа и с его незаурядными народами, и с такой же незаурядной культурой.
Читатель встретится на страницах энциклопедического издания с такими учеными, как И. Мичурин, который был серьезно озабочен сохранением знаменитых черкесских садов для следующих поколений; выдающийся ученый-генетик Н. Вавилов, создавший в 30-х годах прошлого века на территории Адыгеи Майкопскую опытную станцию Всесоюзного института растениеводства… Большой вклад в исследование всего многообразия адыгской культуры вносят современные исследователи, материалы которых помещены в данном издании.
Фундамент для работы
В энциклопедическом издании впервые введены термины, концепты, дефиниции, статьи, касающиеся адыгской (черкесской) философии и культуры. Дается объяснение тем понятиям, которые еще пока не получили широкого хождения и статуса научной легитимности. Они представлены на двух языках: русском и адыгском, но, когда нет аналога перевода по тому или иному термину, тогда смысл термина дается на одном из этих языков. В текстах, в названиях встречаются такие слова, которые не могут быть переведены ни на один язык мира, так как в культуре других народов эти понятия не проявляются в такой форме, как у адыгов, их только можно описать и объяснить.
В целом издание «Адыгская (Черкесская) философия и культура» имеет своей целью дать в краткой и ясной форме изложения прямые ответы на самый широкий круг вопросов, охватывающих все сферы адыгской практической философии и культурфилософии, а также сопредельные и смежные с ней отрасли знаний. Его выпуск – это первая научная попытка приоткрыть для мыслящего человека любой национальности сокровищницу философско-культурного мировоззрения адыгов.
Галина ШЕВЕЛЕВА,
Газета «Советская Адыгея».
Справка
Руслан Ханаху – профессор, доктор философских наук, основатель региональной научной школы социальных исследований, более четверти века проработавший в Адыгейском республиканском институте гуманитарных исследований. Его имя вошло в библиографические сборники «Социологи России и СНГ ХIХ-ХХ столетий», «Философы России ХIХ-ХХ веков» и т. д.
{{commentsCount}}
Комментариев нет