Для объединения литераторов региона
Совсем недавно, как известно, прошло собрание литераторов Карачаево-Черкесии, на котором было принято решение о воссоздании регионального отделения Союза писателей России. В эти же дни исполнилось ровно 65 лет с момента создания писательской организации Карачаево-Черкесии. О том, как это происходило, мы и расскажем в нашей статье, опираясь на документы Государственного архива КЧР.
Надо сказать, что первое творческое объединение писателей возникло в Карачае и Черкесии еще во второй половине 1920-х гг. 9 августа 1927 г. состоялось собрание инициативной группы по созданию Карачаево-Черкесской ассоциации пролетарских писателей (АПП), которая входила в состав Северо-Кавказского объединения АПП, а то, в свою очередь, во Всесоюзное объединение. В правление Карачаево-Черкесской АПП вошли Ислам Хубиев (Къарачайлы) и Абидат Боташева от Карачая и Магомет Дышеков и Халил Астежев – от Черкесии. Спустя несколько месяцев, учитывая административно-территориальное деление, ассоциации разделились на Карачаевскую и Черкесскую АПП. Наряду с этим в Кисловодске, в котором проживало немало карачаевцев, в октябре 1927 г. была создана Кисловодско-Карачаевская АПП (во главе с И. Гебеновым), входившая в состав Терской АПП. Ассоциации пролетарских писателей, будучи первыми творческими объединениями литераторов наших народов, сыграли важную роль в их сплочении и оформлении, организации литературной учебы, налаживании творческих взаимосвязей с русскими писателями и переводчиками.
С 1932 г. в Советском государстве был взят курс на создание единой писательской организации. В течение двух лет шла работа по организации отделений Союза писателей СССР в Карачае и Черкесии, которые уже в конце 1934 г. начали свою деятельность. Их возглавили, соответственно, поэт и драматург Абдул-Керим Батчаев и прозаик и публицист Халид Абуков. Особый импульс работе региональных отделений придал Первый всесоюзный съезд советских писателей (17-31 августа 1934 г.), в работе которого приняли участие А.-К. Батчаев, Х. Абуков и Абдуллах Охтов.
Поступательное развитие писательских организаций было прервано во второй половине 1930-х гг., когда большинство представителей интеллигенции Карачая и Черкесии были подвергнуты политическим репрессиям. Многие пришедшие им на смену молодые писатели погибли на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., защищая Родину. Особенно большие потери понесла карачаевская литература, которая в результате незаконной депортации карачаевского народа в Среднюю Азию, не только лишилась большинства своих представителей, но и на долгие годы была практически выключена из всех культурных процессов в стране.
Воссоздание автономии карачаевского народа в рамках Карачаево-Черкесской АО в январе 1957 г. и его возвращение на родину дало возможность для роста национальной литературы и возобновления работы писательской организации. Следует отметить, что собственная писательская организация не была воссоздана и в Черкесской АО в связи с ограниченным числом членов Союза писателей СССР. Довоенный стаж имели лишь А. Охтов и Х. Гашоков, а в 1956 г. членом Союза писателей стал Фазиль Абдулжалилов, который еще в конце 1935 г. был принят кандидатом, но в 1937 г. подвергся политическим репрессиям и не был утвержден. Прибытие в 1957-1958 гг. карачаевских литераторов, среди которых было семь членов Союза писателей (Имауддин Гебенов, Асхат Биджиев, Абидат Боташева, Абдул-Керим Байкулов, Хамзат Кубанов, Халимат Байрамукова, Осман Хубиев), позволило поставить вопрос об организации Карачаево-Черкесского отделения Союза писателей.
Особо способствовало этому процессу участие писателей области в декаде литературы и искусств Карачаево-Черкесии, прошедшей 7-17 октября 1957 г. в Москве. Еще в период ее проведения, 14 октября, состоялось совместное заседание секретариата правления Союза писателей СССР и бюро оргкомитета Союза писателей РСФСР, в котором приняли участие корифеи советской литературы (С. Михалков, Г. Марков, С. Смирнов, С. Баруздин и др.). В ходе обсуждения литературных вечеров писателей Карачаево-Черкесии в Москве собрание отметило, что они прошли с успехом, а встреча с писателями «показала наличие творческих сил, способных обеспечить дальнейшее развитие этих литератур, перспективы усиления писательских организаций новыми, молодыми творческими силами».
Для дальнейшей популяризации достижений литератур Карачаево-Черкесии, а также «для оказания организационно-творческой помощи писательским коллективам» области собрание постановило провести ряд мероприятий. Главным из них стало образование организационного комитета Союза писателей Карачаево-Черкесской АО, в состав которого были назначены Ф. Абдулжалилов (председатель), О. Хубиев и Х. Гашоков.
Так было положено начало оформлению писательской организации в Карачаево-Черкесии.
В течение четырех месяцев члены оргкомитета, привлекая своих коллег и творческую интеллигенцию в целом, вели большую работу по организации местного отделения Союза писателей РСФСР, являвшегося составной частью Всесоюзной организации. Одним из первых достижений оргкомитета стало создание в начале 1958 г. в области отделения Литературного фонда РСФСР, занимавшегося оказанием материально-бытовой помощи писателям. Кроме того, в 1957 г. несколько писателей, работавших в Черкесской АО, были приняты в члены Союза писателей, что позволило довести их общее число в Карачаево-Черкесии до 12 человек.
19 февраля 1958 г. состоялось общее собрание писателей области, в котором принял участие и представитель Ставропольской краевой писательской организации В. Марьинский. В своем выступлении он отметил, что в связи с оформлением отделения Союза писателей в Карачаево-Черкесии необходимо избрать руководящий орган – бюро. Было принято решение избрать бюро в составе пяти человек. В его состав выдвинули О. Хубиева (ему исполнилось в те дни 40 лет), которого коллеги характеризовали как «опытного писателя, способного организатора, который сумеет выполнять большую работу в объединении писателей». Вторым в члены бюро был избран Х. Гашоков, в отношении которого собратья по перу высказали уверенность, что он «сумеет сделать многое для дальнейшего развития братских литератур народов Карачаево-Черкесии». Обсуждая кандидатуру от ногайского народа, писатели разделились – часть выдвинула Суюна Капаева, в то время как он сам и другая часть участников предложили Ф. Абдулжалилова. В результате, по настоянию С. Капаева, в бюро был выдвинут его старший товарищ. Абазинскую литературу в бюро представил Пасарбий Цеков, которого характеризовали как «энергичного способного организатора, который сможет оказать большую помощь начинающим абазинским писателям».
Учитывая многолетнюю оторванность и выключенность из творческого процесса карачаевских писателей, А.-К. Байкулов предложил избрать в состав бюро Х. Байрамукову. Наличие в составе бюро двух представителей от Карачая было бы, на его взгляд, целесообразно и позволило бы оказать помощь национальной литературе, необходимость в которой была весьма серьезной. Однако против предложения А.-К. Байкулова выступили литераторы С. Хатуов и П. Цеков, а также представитель партийно-советского руководства области К. Шурдумов. Он предложил избрать в бюро прозаика и публициста Владимира Михайлова, подчеркнув, что в области «работает большой отряд молодых русских писателей… поэтому в составе бюро необходимо иметь представителя этого отряда».
В результате тайного голосования все пять предложенных кандидатур были одобрены. В этот же день на первом заседании члены бюро выдвинули из своей среды ответственного секретаря Карачаево-Черкесского отделения Союза писателей. Им стал черкесский поэт Хусин Гашоков.
С этого дня писательская организация Карачаево-Черкесии начала свою работу и более шести десятилетий была главным организатором объединения, творческого развития и совершенствования литераторов нашего региона.
{{commentsCount}}
Комментариев нет