День республики № 18 от 21.02.2023

Будапешт. Горячая осень 1956 года

В подавлении венгерского антисоветского мятежа принимали участие и наши земляки

22 февраля в 10:19
12 просмотров
Наш герой - Сараби Карабашев
Наш герой – Сараби Карабашев

Уроженец Красного Востока Сараби Карабашев умер в 1959 г. от ран, полученных во время контрреволюционных выступлений в Венгрии в октябре 1956 года.

Колхозная юность

Послевоенные времена были на селе сложными. В хозяйствах не было техники. Всю работу выполняли вручную: пололи, окучивали, сено косили, хлеб убирали. Подростки помогали старикам и женщинам и очень уставали, особенно во время сенокоса. И Сараби Карабашев, паренек, родившийся в ноябре 1936 года в селе Красный Восток, ещё в 1944 году в возрасте 7-8 лет начал работать в колхозе имени Ворошилова погонщиком быков. Сколько пришлось пошагать мальчишке по сенокосным угодьям, сколько труда вложить в работу… Старики, как могли, оберегали детей, помогали, чем могли. И особенно аксакалам нравился Сараби: он никогда не перечил им, не оговаривался, выполнял работу быстро, стараясь скрыть усталость. «Хорошие дети у Мурадина», – говорили старики, глубоко вздыхая.

В школе Сараби учился прилежно, старался успевать по всем предметам. В свободное от занятий время очень любил читать книги на военную тематику. В то время ему, мальчишке, казалось, что во всех персонажах этих книг словно живет его отец – Мурадин Исмаилович Карабашев, погибший под Ленинградом во время блокады.

После окончания школы Сараби окончил автошколу в Нальчике по специальности «шофер». Жил он тогда у своего дяди Бориса, брата отца. Получив права, Сараби вернулся домой. Ему доверили единственную в колхозе машину. Будучи прекрасным специалистом, Сараби, прежде чем садиться в машину, отремонтировал ее: поменял мотор, поправил кузов, покрасил, а также смазал детали машины – одним словом, «привел машину в чувство». В колхозе не могли нарадоваться на него.

На границе соцлагеря

Когда в 1956 году подошло время службы в армии, он был призван и попал в Восточную Германию, стал танкистом. В это время в Венгрии начались выступления противников социалистического курса, на который страна встала после войны. Местные и эмигрантские организации тесно сотрудничали с западными разведывательными службами в деле засылки в Венгрию оружия и вооружённых групп. США поддерживали их, но вмешиваться не решались: если бы их задействовали в Венгрии, им бы противостояло пять советских дивизий против одной американской. В итоге Эйзенхауэр дважды отменял проекты по сбросу на парашютах оружия для повстанцев и десантную операцию.

Начались протесты. Группа демонстрантов штурмом попыталась проникнуть в Дом радио. Появились первые убитые и раненые. В ночь с 23 на 24 октября в Будапешт были введены около 6000 военнослужащих Советской армии, встреченные коктейлями Молотова. Восставшие штурмовали советские гарнизоны, пункты дислокации и военные городки. Во время митинга у парламента разведывательные службы США пошли на провокацию. С чердаков зданий, находящихся на площади напротив парламента, был открыт огонь по демонстрантам и советским военнослужащим. Командир одного из советских подразделений был убит. Советские солдаты и сотрудники госбезопасности, охранявшие парламент, открыли ответный огонь по крышам зданий, откуда стреляли. На площади возникла паника. Люди стали разбегаться в поисках укрытия. Когда перестрелка утихла, многие поспешили покинуть площадь.

Спровоцированные столкновения продолжались несколько дней. С территории Австрии активно завозилось оружие США, а для доставки использовались грузы Красного Креста. Местные партийные органы власти разбегались, а на их местах возникало стихийное народное самоуправление. 29 октября бои прекратились, и на улицах Будапешта воцарилась тишина. Казалось, восстание победило. Но, добившись успехов, восставшие быстро радикализировались: убивали сотрудников МВД Венгрии, захватили Будапештский городской комитет, свыше двадцати коммунистов были повешены толпой. Фотографии повешенных со следами пыток, с лицами, обезображенными кислотой, обошли весь мир.

Советский танк на улицах Будапешта
Советский танк на улицах Будапешта
Выбор солдата

Главнокомандующий армией в Германии Андрей Гречко обратился тогда к воинам Советской армии: «Во время войны, освобождая Венгрию, погибли тысячи советских солдат и офицеров. Кто сегодня хочет защитить Венгрию – шаг вперед…»

«Я!» – громко сказал танкист Сараби Карабашев и первым вышел из рядов солдат. Свой поступок объяснил так: «Мой отец погиб, защищая Ленинград, защищая Родину. Я считаю за честь продолжать то дело, за которое погибли наши отцы и братья!»

31 октября Никита Хрущёв заявил: «Если мы уйдём из Венгрии, это подбодрит американцев, англичан и французов-империалистов. Они поймут это как нашу слабость и будут наступать». В поддержку проведения военной операции в Венгрии высказались представители правительств ГДР, Чехословакии, Болгарии. При этом развитие событий в Венгрии совпало по времени с Суэцким кризисом – 29 октября Израиль, а затем и члены НАТО Великобритания и Франция напали на поддерживавшийся СССР Египет с целью захвата Суэцкого канала. В итоге американцы вначале внушили венграм надежду на помощь, а когда дело приняло серьёзный оборот, бросили венгров на произвол судьбы. Более того, правительство США, используя дипломатические каналы, сумело довести до сведения Москвы свое решение сохранить полный нейтралитет в отношении Венгрии.

В ночь с 3 на 4 ноября начался ввод в Венгрию эшелона советских войск под общим командованием маршала Георгия Жукова, операция получила кодовое название «Вихрь». Перед ее началом был обнародован приказ Главнокомандующего. В нём говорилось: «В конце октября в братской нам Венгрии силы реакции и контрреволюции подняли мятеж. События показали, что активное участие в этой авантюре бывших хортистов ведёт к возрождению в Венгрии фашизма и создаёт прямую угрозу СССР. Задача советских войск состоит в том, чтобы оказать братскую помощь венгерскому народу в разгроме контрреволюции и ликвидации угрозы возрождения фашизма».

Активные боевые действия продолжались до 12 ноября.

Боевые раны

Сараби Карабашев принимал активное участие в подавлении контрреволюционного мятежа в Венгрии и в одном из кровавых сражений получил ранение в колено. Лечился в госпитале в Чехословакии. Позже врач этого госпиталя постоянно писал Сараби, чтобы узнать состояние его здоровья. Сараби демобилизовался в 1957 году, а в последнем ответном письме врачу его родственники сообщили, что Сараби скончался в 1959 году, в 23 года, от ран, полученных в венгерских боях.

Наград Сараби не получил. О вводе советских войск для подавления контрреволюционного мятежа в Венгрии в то время вообще говорить было запрещено. Сараби даже дома совсем мало вспоминал о тех тяжелых днях и кровопролитных сражениях. Сегодня все участники подавления этого мятежа имеют такие же льготы, как и участники Великой Отечественной войны, но, к сожалению, Сараби не дожил до этих времен. Он всецело отдал себя Родине, и земляки не забыли его подвиг. Собранием депутатов Красновосточного СМО ещё в 2004 году было вынесено решение о переименовании улицы Коминтерна в улицу Сараби Мурадиновича Карабашева. Так благодарные аульчане увековечили имя своего достойного сына.

Цитата
ПРИКАЗЫВАЮ: Всему личному составу советских войск с полным сознанием своего воинского долга проявить настойчивость и твёрдость в выполнении задач, поставленных командованием. Оказывать помощь местным органам власти в их деятельности по наведению общественного порядка и установлению нормальной жизни в стране. Высоко держать честь и достоинство советского воина…
Иван КОНЕВ
главнокомандующий Объединенными вооруженными силами 1955-1960 гг.
Иван КОНЕВ
Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
биография венгерский антисоветский мятеж Венгрия история люди Сараби Карабашев Страницы истории судьба человека