Информацию от них не спрячешь
1 марта в системе МВД России отметили День экспертно-криминалистической службы
Кто такой сегодня эксперт-криминалист? У многих это словосочетание ассоциируются с человеком с лупой и большим набором инструментов для сбора улик на месте преступления. Так ли это на самом деле, а также о сложностях, с которыми сталкивается криминалист при работе по делам о кибермошенниках, рассказал эксперт-криминалист МВД по КЧР старший лейтенант полиции Осман Бабоев.
– Осман, скажите, что на сегодняшний день представляет собой экспертно-криминалистическая служба?
– Это подразделение МВД по Карачаево-Черкесской Республике, в котором проходят службу свыше 60 человек. Среди них физики, химики, биологи, экономисты, специалисты в компьютерной сфере, почерковеды, лингвисты, портретисты и другие.
– Каков сегодня образ эксперта-криминалиста?
– Современный эксперт – это хорошо образованный человек, энтузиаст своего дела, обладающий широким кругом знаний и навыков. Среди моих коллег достаточно опытных специалистов, профессионально проводящих исследования, способных развивать экспертную науку и обучать молодых сотрудников. С другой стороны, в экспертно-криминалистическую службу охотно идут молодые специалисты, которым свойственно быть на «ты» с самыми передовыми средствами и технологиями.
– Осман, ваш путь в профессию был осознанным?
– С 2012 года я служил в войсковой части ВВ МВД РФ в г. Балашихе в должности разведчика. Дослужившись до командира отделения разведки, решил вернуться на малую родину, в мой родной аул Каменномост Карачаевского района. В органы внутренних дел пришёл после контрактной службы осмысленно. После прохождения переподготовки был утвержден в должности эксперта-криминалиста и по настоящее время с удовольствием служу в своем подразделении. Компьютерами я увлекался с детства, поэтому мне легко работать сейчас. В отделе я с октября 2017 года.
– В чём суть компьютерных экспертиз?
– Суть в том, чтобы найти и правильно извлечь информацию из компьютерных объектов. Это может быть любой носитель информации: флэшкарта, жёсткий диск, мобильный телефон, планшет, ноутбук, системный блок, – другими словами, все устройства, где имеется накопитель информации. Там могут быть сведения, которые необходимы для расследования или возбуждения уголовного дела. Проведение поиска – сложное дело, ведь пользователь электронного устройства, чувствуя за собой вину, старается спрятать либо удалить информацию. Он может закрыть паролем файлы, которые приходится вскрывать, или придумывает более изощрённые способы. Более того, мы ищем не только информацию явную или удалённую, но и по следам работы различных программ устанавливаем действия пользователя на исследуемом компьютере.
– Какие дела вы расследуете?
– Наш отдел (криминалистических экспертиз и учетов) вносит свой вклад в расследование уголовных дел в преступлениях, где применялся компьютер либо иной объект, хранящий информацию в электронном виде. Это могут быть любые преступления, включая убийства. Чаще всего мы сталкиваемся с расследованием уголовных дел по линии экономических преступлений (неуплата налогов, нелегальная продажа крепкого алкоголя и другие, вплоть до коррупции). Сложными и трудоёмкими считаются экспертизы, в которых необходимо разобраться в системе баз данных. За счёт различных типов реализации хранения информации получить доступ бывает довольно проблематично. Мы выезжаем с оперативниками на места совершения преступлений и участвуем в изъятии компьютерных объектов.
– Какие «отпечатки» оставляют люди, которые преступают закон, в онлайн-пространстве и на электронных носителях? Можно ли так «затереть» следы, что их потом не найти? К примеру, возможно ли полностью удалить информацию или какие-то медиафайлы с телефона?
– При работе в сети Интернет пользователь обычно оставляет информационные или цифровые следы, которые делятся на активные (заполнение онлайн-форм, публикации в соцсетях и иных сайтах) и пассивные (например, веб-сайтами собирается статистика посещений пользователем, его местоположение, IP-адрес и другое). В свою очередь, преступниками используются способы, чтобы скрыть цифровой след. Например, с помощью виртуальной частной сети (VPN). И тем не менее, несмотря на существование различных способов «затирания» следов, нашим экспертам в подавляющем большинстве случаев удается восстановить удаленную информацию. Для этого используются современные криминалистические методы исследования и специализированное программное обеспечение.
– В чем сложность работы криминалистов по делам о кибермошенничествах и почему не всегда получается отыскать таких злоумышленников?
– Одним из основных условий, повлекших рост криминальной активности с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, является возможность анонимности для злоумышленника. Она обеспечивается такими современными технологиями, как VPN-сервисы и прокси-серверы. Кроме того, нелегальная продажа SIM-карт открывает возможность обезличенно совершать звонки и подключаться к сети Интернет, что активно используется при совершении телефонных мошенничеств.
В системе МВД России противодействие киберпреступности относится к приоритетным направлениям деятельности, и наша служба не является здесь исключением. Параллельно наращиванию сотрудничества с оперативными и следственными подразделениями мы максимально развиваемся в области производства компьютерных экспертиз. Самым тщательным образом отслеживаются новации в указанной области, совершенствуется методическое обеспечение, предпринимаются необходимые меры по повышению квалификации экспертов. Все наши усилия направлены в сторону «вскрытия» технических средств, с помощью которых злоумышленник осуществлял свои действия. Тем самым мы помогаем оперативным подразделениям и органам следствия установить ранее не известное лицо и привлечь его к ответственности.
– А с хакерами сталкиваетесь?
– Некоторые дела напрямую связаны с хакерами. После взломов сайтов и иных преступных действий оперативники находят предположительного виновника, у него изымают компьютерные объекты, по которым следствие назначает судебно-компьютерную экспертизу в наш отдел. Специалисты исследуют эти объекты на предмет совершённых преступных действий. Можно установить, к примеру, заходил ли пользователь на данный сайт в определённое время, вносил ли изменения в системные файлы. Мы не ловим хакеров, это не наша задача. Пытаемся по сведениям, имеющимся в операционной системе, понять действия хакера и подтвердить, доказать, что именно он причастен к взлому.
Амина ЭРКЕНОВА,
Пресс-служба МВД по КЧР.
Справка
104 года назад, 1 марта 1919 г., при Центральном управлении угрозыска было создано первое экспертное учреждение – Кабинет судебной экспертизы. Его возглавил Петр Семеновский – один из основоположников российской дактилоскопии. Эту дату считают днем образования экспертно-криминалистической службы ОВД.
{{commentsCount}}
Комментариев нет