День республики № 34 от 01.04.2023

Здесь жизнь бьет ключом

Любовь к животному миру Хаджи-Даут Лепшоков передал и своим детям

4 апреля в 13:26
4 просмотра
Хаджи-Даут Лепшоков с одним из своих подопечных
Хаджи-Даут Лепшоков с одним из своих подопечных
Источник — Фото автора

Хаджи-Даут родился в селе Терезе, там же окончил девять классов, затем поступил в профтехучилище в Карачаевске, где выучился на бухгалтера. Его родителей пугали, дескать, как можно мальчишку посылать учиться в другой город, да еще в профтехучилище, в котором трудных подростков куча мала, но они знали, Хаджи-Даут растет не только с талисманом доверия к людям, но и с невосприимчивостью к плохому.

Получив диплом бухгалтера, Хаджи-Даут поступает в КЧГУ на факультет «Экология и природопользование» заочно, а сам начинает работать бухгалтером на предприятии МУП «Водоканал» Карачаевска, поработал также некоторое время в бухгалтерии Карачаевского конденсаторного завода, а в 2014 году взял и перебрался с семьей в Теберду с единственным желанием работать в заповеднике и конкретно – в вольерном комплексе, чтобы быть поближе к его обитателям, поближе к природе.

– Царство животных – это царство детства, – рассказывает смотритель вольерного комплекса Тебердинского национального парка Хаджи-Даут Лепшоков, – животные в нашем доме не переводились никогда, а когда впервые побывал в заповеднике, помню, меня потрясла сосна на пути к вольерам. Дело было зимой, и сосна на тропе была точно огромный снежный колокол… А дальше вольеры, в которых все чирикало, блеяло, ревело и рычало. Это был иной мир, где жизнь била ключом и влекла к себе…

Непосвященному работа смотрителя кажется очень простой. Но простота эта кажущаяся, ибо одно дело приходить в заповедник посетителем, другое – ухаживать за зверями…

Первыми туристов встречают туры. Одно удовольствие наблюдать за ними. Те, что постарше, то есть, те, у которых борода повнушительней, к решетке не подходят, они с чопорной осанкой издали наблюдают за людьми, а те, что помоложе или совсем малыши – а по весне почти в каждом вольере можно увидеть малышей, – подходят совсем близко, и даже, томно смежив длинные ресницы, дают погладить себя. Без малейших колебаний подходят к решетке олени и подставляют свою ветвистую голову как бы для того, чтобы ему почесали рога…

Любознательный енот, прижавшись носом к сетке клетки, просовывает коготки сквозь ее ячейку… Рядом расхаживают надменные грифы, которых, по моему разумению, не смогут вывести из оцепенелого состояния никакие природные катаклизмы… Зубр – это особая тема, типа «не подходи – убьет», но, увидев Лепшокова, кидаются к нему с радостным ревом.

Тем не менее, спрашиваю его: «Не страшно смотреть за такими громадными, далеко не безобидными животными?» Он смеется: «Да нет. Я вот недавно выходил осиротевшего зубренка, кормил, поил его, игрался с ним, точно с ребенком, нуждающимся в ласке, и чувствовал только поддержку со стороны взрослых особей, которые внимательно следили за моими действиями, если не сказать, поддерживали меня».

Лепшоков выходил за годы работы не одного зверя. В том числе потомство белоголового сипа, которое редко появляется на свет в неволе. Одного окрепшего птенца Хаджи-Даут выпустил на волю, второму, судя по поведению, вольготно и в просторном вольере, интерьер которого приближен к дикой природе, насколько это возможно…

– А как складываются отношения с медведями? Ведь их нужно не только кормить, но и убирать за ними, чистить бассейн с водой, и так далее.

– Уход за ними довольно прост, – закрываешь в отдельную клетку и убираешь прогулочную площадку. Потом наоборот. Другой вопрос, что продолжительность уборки зависит от настроения зверя. Напыщен, надут, значит, нужно быть начеку. Игрив, тоже ничего хорошего, это как игривость змеи, которая предвещает укус. Одним овощи нужно подать в естественном виде, другим очистить, мелко нарезать. Одни любят ясную погоду, другие, когда ветер снежинками тешится…

– А в любимчиках кто ходит?

– Конечно же, медвежата. От них, кстати, в диком восторге и мои дети. У меня три сына: Юсуф учится в седьмом классе, Карча – в пятом, Амин ходит в детсад, как только все соберутся вместе, бегом к вольерам вместе с мамой помогать мне. Накошу сена – разнесут по кормушкам, нанесут воды, покормят лебедей, плавающих в пруду на центральной усадьбе. Словом, в смотрителях вся семья…

Справка

Заповедник в верховьях Тебердинской долины решили организовать в 1914 году. Но только в 1935 году Карачаевский облисполком издал постановление, которым этому месту присвоили статус национального парка. С тех пор на территории запрещено рубить лес, ловить рыбу, охотиться, пользоваться пастбищами. С самого начала здесь стали проводить научные исследования, например, изучали кормовую ценность трав с горных лугов, сохраняли редкие виды флоры и фауны.

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях
биография вольерный комплекс дикие животные люди смотритель вольерного комплекса Тебердинский государственный природный биосферный заповедник Тебердинский заповедник Тебердинский национальный парк Хаджи-Даут Лепшоков человек и его дело