Молодое поколение выбирает… фанфик
Современная читающая и пишущая молодежь миллионами собирается на творческих литературных сайтах
Нам повезло встретиться и поговорить с представителем новой литературной формации – Мариной, нашей землячкой, ныне живущей и работающей в Санкт-Петербурге. На литературных площадках она известна как Эмбер Валарис, а ее книга «43 дня до конца» после нескольких успешно реализованных тиражей «самиздата» была замечена и опубликована крупным федеральным книжным издательством.
– Марина, любовь к чтению не является чем-то необычным для образованного, интеллигентного человека, к коим вы, безусловно относитесь. Но не все читатели становятся писателями. Кто вы, чем занимаетесь, и что подвигло вас заняться литературным творчеством?
– Мне 28 лет. Из семьи работников культуры, так что книжный мир мне близок с детства. По базовому образованию я этноконфликтолог, мне интересна геополитика, но, как это ни парадоксально, запрос на профильных специалистов практически равен нулю, рынок труда очень ограничен. Кроме того, меня всегда тянуло к творчеству, поэтому я стала работать в сфере рекламы. После университета, когда искала работу, приглашали в издательство. Тогда не сложилось, но теперь круг замкнулся. И пишу, и книжки с подругами издаю, как кажется, очень неплохие. А к занятию писательством меня подтолкнули ковид, локдаун и телефонная игра «Клуб романтики»*, которая набрала популярность среди молодежи именно в этот период. Именно там я попала в фандом**, где меня познакомили с такой штукой, как фанфик. До этого я вообще понятия не имела, что это такое. Прочитала пару вещей и… мне это понравилось. В одной из новелл меня зацепила идея, но я совершенно была разочарована тем, как ее обыграл автор. Мне показалось, что можно было сделать гораздо круче, интереснее. Вот тут я и подумала, а почему мне самой не попробовать? Меня поддержала подруга, я начала писать. Так появилась одна история, другая. Собственно, сама идея моей книги «43 дня до конца» возникла, когда я писала один из фанфиков по той самой новелле. Пока писала, меня грызла «букашка в голове». Я понимала, что свою собственною оригинальную идею, не имеющую никакого отношения к чужой «вселенной», я фактически просто так отдаю другому автору. Мне казалось, что смогу создать что-то лучшее, и я решила попробовать создать собственное оригинальное произведение.
– В двух словах, о чем ваша книга?
– Конечно, прежде всего, это книга о любви, о свободе, о чувствах, о борьбе за право распоряжаться своим внутренним миром. Действие разворачивается в постапокалиптическом мире. Люди в этом мире наделены особенностью: если они встретят свою «половинку», на руке у них загорается таймер, который отсчитывает время, в течение которого они должны пробудить друг в друге настоящую, подлинную, беззаветную любовь. Иначе – смерть. Чтобы избежать страшного испытания люди принимают препарат, который «ампутирует» их способность чувствовать. Им не грозит испытание любовью, но за это они платят страшную цену, лишаясь своих эмоций. Случилось так что, у моих героев загорелся этот таймер, и на протяжении романа они пытаются решить эту «проблему».
– Затрудняюсь определить жанр вашего произведения. Это антиутопия?
– На самом деле, в такой манере пишут многие авторы, но названия для нее пока не придумали. Иногда называют антиутопия, но ведь это явно не Брэдбери и не Оруэлл. Я бы назвала такой жанр «романтизм постапокалипсиса».
– Свои произведения вы подписываете как Эмбер Валарис. А откуда взялся такой псевдоним, у него есть история?
– Честно говоря, никакой красивой истории нет. Еще со школы у меня был «левый аккаунт», нужно было как-то себя обозначить и я решила вопрос просто, исковеркав имя одной из героинь «Доктора Хауса»***. Так и появилась Эмбер Валарис. Под этим ником я зарегистрировалась на «Фикбуке»****, где вначале подписывала свои комментарии, а потом и свои произведения. Согласитесь, что это имя хорошо гармонирует с романтическим духом моих произведений.
– А как пришла идея заработать на книге? Ведь многие пишущие рады уже тому, что их просто читают. Но вы, похоже, захотели большего?
– Идея заработать на книге у меня появилась в тот самый момент, когда я поняла, что я лью воду на чужую вселенную и решила писать свое. Кроме того, читатели очень скупы на комментарии, а для автора их реакция важна, как воздух. Тогда я подумала, что материальное вознаграждение значительно лучше простого комментария. Я работаю в рекламе и прекрасно знаю, что люди не ценят того, что они получили даром. Это во-первых. А во-вторых, когда ты что-то получаешь за свою работу, возрастает значимость того, что ты делаешь. Знаю многих писателей, которые выпустили самиздатом свои книги и отдавали их по себестоимости, либо вообще не получая ни копейки. Искренне не понимаю таких людей. Это обесценивание своего труда.
Конечно, я немножко преувеличиваю. Не все в этом мире должно делаться за деньги. Сейчас мы с подругами занимаемся некоммерческим проектом по изданию фанфиков на бумаге. Совершенно ничего не получаем за это. Нам это просто нравится.
– Чтобы раскрутить бизнес, одного желания недостаточно. Что вы предприняли, чтобы привлечь внимание к книге?
– Еще до первого тиража я провела полномасштабную маркетинговую акцию, направила книгу блогерам, развернула активность в социальных сетях. В результате о книге услышали, и первый тираж разошелся за 23 часа! Это был феерический рекорд, потому что я думала, что и двадцати экземпляров не продам. Потом было еще два тиража. Между ними я сделала новогодний проект с дополнительной главой к книге и небольшим бонусом: читатель мог за небольшую плату получить персональное новогоднее поздравление от имени любимого героя книги. Проект имел успех и это еще больше утвердило меня в мысли: люди готовы отдавать свои деньги за твою книгу, за твою работу. За эти деньги я купила себе книжную полку, которой мне не хватало. Я была безумно счастлива. Вообще, я заметила, что деньги, которые я получаю на основной работе, уходят, как вода, а вот то, что я получила за книгу, берегу, ценю каждую копеечку.
Ну и большую роль для формирования имиджа сыграло предложение опубликоваться в АСТ. Увидеть свою книгу в «Читай-городе», «Буквоеде» и в других книжных магазинах приятно для любого автора. Поверьте, удовольствие от этого ничуть не меньше, чем от хорошего гонорара. В общем, книга пошла в народ.
– Само издание получилось очень красивым: чудесная верстка, прекрасные иллюстрации. Отлично организовано сопровождение в соцсетях, внимание читателей подогревается трейлерами, артами, мерчем. Чувствуется рука хороших художников и видеографов. Это ваши друзья помогают или коммерческие партнеры?
– Да, это мои друзья, очень талантливые ребята. Но я считаю, что любой труд должен быть оплачен, поэтому я стараюсь платить, в том числе своим друзьям. Дружбе это не мешает, даже наоборот. Моя близкая подруга по вдохновению нарисовала обложку к самиздату и другие иллюстрации. Я искренне благодарна и ей, и другим друзьям-художникам, которые меня поддерживают. Ведь иллюстрации или, как их называют в нашей среде, «арты» — это большой рычаг рекламы. Когда человек увидел хорошую картинку, он захочет прочитать книгу. Ну и мерч, — открытки, ароматические свечи, комиксы, — дают возможность читателю пролонгировать удовольствие от книги, и автору дает возможность немножко подзаработать. Как рекламщик, я отлично знаю, что в условиях огромной конкуренции, если ты не будешь кричать о своей книге на каждом углу, о тебе никто не услышит. Знаю много авторов, которые неплохо пишут, но ничего не делают для раскрутки своей книги и обижаются на весь мир, что их никто не читает.
– Марина, литературное творчество – процесс сложный, требующий умения, времени и внимания. Может ли это творчество быть профессией, проще сказать, можно ли писательством заработать себе на жизнь?
– Все мои знакомые молодые писатели где-то работают и воспринимают литературу как хобби. Помимо собственно написания книги, ее нужно еще издать и раскрутить. А это действительно трудоемкий и затратный процесс. Даже, если вы договоритесь с издательством, нужно понимать, что продвижением вашей книжки никто заниматься не будет. Реклама и раскрутка лежит полностью на авторе. А к этому не все готовы, поэтому до финиша доходят не все, причем доходят, может быть, не самые лучшие, но самые упорные.
– А как к вашему творчеству относятся ваши близкие?
– Вначале подшучивали, а теперь гордятся. За три года я действительно прошла большой путь от небольших литературных этюдов до полноценного романа. Что-то им нравится, что-то нет. Но так же и должно быть. Вот, им понравилась моя ранняя работа «Свет океана», это оригинальное произведение, не фанфик. Там три главы, книга выставлена на фикбуке. Мне и самой эта история нравится, хотя, признаюсь, мне она кажется «сыроватой».
– Намерены ли вы формализовать свой статус и вступить в профессиональную творческую организацию – Союз писателей? Вообще, как вы, и ваши молодые коллеги относитесь к подобным объединениям?
– Я просто не знаю, надо ли мне это. Нужно понять, что мне это даст. Если это поможет моей раскрутке, почему бы и нет.
Что касается молодежи, то она всегда склонна к протесту, считает, что должна иметь неограниченную свободу слова. Любые структуры, подобные Союзу писателей, молодые люди воспринимают как инструмент ограничения этой свободы. Понятна заинтересованность государства в организациях, которые бы позволяли управлять процессами в обществе. Но если государство хочет как-то влиять на писательское сообщество, то необходимо сделать так, чтобы писатели почувствовали заботу, поддержку в издании книги, ее раскрутке. Директивы тут не помогут. Надо не указывать, не запрещать, а помогать. Как это сделать, и кто это должен делать нужно думать, но сейчас взаимодействие государства с литераторами выглядит очень эфемерно.
– А вообще, может ли писатель работать на заказ?
– У меня никогда не получается писать, если меня не волнует тема, если она не вызывает в моей душе отклика. Если речь идет о творческом порыве, то убеждена, что под заказ писатель искренне вообще ничего не напишет. Конечно, если его взгляды совпадают с темой заказа, то да, он, может быть, создаст что-то стоящее. Иначе получится бездушная поделка, не способная вызвать резонанса в душе читателя. Может кто-то и сможет за деньги что-то написать, но мне будет просто лень тратить на это свои силы. Я знаю, что могу заработать на том, что мне по-настоящему интересно.
– Что вы думаете о цензуре?
– Убеждена, что абсолютной свободы слова не существует. Вообще. Нигде. Кстати, в нашей стране границы этой свободы очень широкие. На своих площадках мы «трындим» о чем хотим, и никто нам не мешает и не вмешивается. Но некоторые вещи я просто считаю для себя неприемлемыми. Например, мат в литературе или ёрничание на этноконфессиональные темы. Считаю, что во всем должны быть мера. Прежде всего, у самого пишущего человека должно быть понимание границ дозволенного. Искусство такое же многогранное, как и сама жизнь. Между допустимым и недопустимым есть скрытая грань, которая очень хорошо ощущается, но очень трудно формализуется. Что, запрещать Набокова, Уайльда, Жида, Берроуза, Жене? Но ведь очевидно, что они вошли в анналы мировой литературы не за пропаганду нетрадиционных отношений, а совсем за другое. А вот к Шарли Эбдо цензура абсолютно применима и даже необходима. Потому что они переходят линию, которую переходить нельзя.
– Часто говорят, что эпоха титанов безвозвратно ушла, современная литература обмельчала и писатели перестали быть «властителями дум».
– Да, люди старшего поколения считают: последнее что-то стоящее было создано в их время. О современной литературе они отзываются пренебрежительно, как недостойной внимания. У меня большая библиотека современных авторов и часто слышу вопрос: зачем ты собираешь этот «шлак».
На самом деле нужно признать, что писателей, которые хотят и могут донести миру какое-то откровение, мало. Все сейчас хотят заработать. Современный мир пресыщен информацией, и слово, безусловно, сильно девальвировалось. Тем не менее, я бы не была столь категорична. Ведь очевидно: что для одного шлак, другому греет душу. Мне нравится много современных авторов, близки их мысли и чувства. С огромным удовольствием прочитала роман Виктории Шваб «Незримая жизнь Адди Ларю», очень нравятся романы Колин Гувер.
Здесь есть еще один аспект. В сферу искусства стремительно вторгается искусственный интеллект. Музыка, живопись, а теперь и литература создаются нейросетями. Высокое искусство, которое всегда было элементом роскоши, переходит в разряд обыденного. Уже продаются книги, которые создал искусственный интеллект. При этом тексты очень классные, если честно. Есть метафоры, эпитеты, сравнения, которые я себе просто выписывала. Но ведь нейросеть, готовя этот текст, училась на чьих-то работах, создавая которые авторы потратили массу времени. Поэтому и мне, да и любому творческому человеку в этой ситуации хочется спрятать свои произведения подальше, чтобы их не воровали. И ведь мы только в начале этого пути. А что будет завтра? Впрочем, есть вариант развития, который позволит вернуть в литературу Пушкина и Шолохова. Может быть, когда искусственный интеллект заполнит рынок литературным ширпотребом, возрастет ценность именно человеческого творчества, произведения искусства, созданные человеком, вновь станут элементом роскоши, их начнут ценить, а писатель вновь станет пророком и будет «глаголом жечь сердца людей».
– Что вы можете посоветовать начинающим авторам?
– Писательство, безусловно, захватывающий процесс. Трудно передать то волнующее чувство, когда ты получаешь из типографии только что отпечатанную книжку, когда видишь ее на полках магазина, и когда тысячам до сих пор не знакомых людей нравится то, что ты написала, они пишут тебе и ждут продолжения. Это чертовски приятно! Но есть и другая сторона. Писательская среда, скажем прямо, агрессивна. Коллеги завидуют даже небольшому успеху. Поэтому многие не выдерживают и уходят, причем уходят по-настоящему талантливые, но ранимые люди. Так что, если вы готовы бороться за место на литературном Олимпе, – вперед! Будет трудно, но результат, поверьте, того стоит.
___________________________________________________________
* «Клуб романтики» – игра для смартфонов, сборник интерактивных историй с элементами ролевой игры. Сюжет развивается в зависимости от принятых вами решений. В Googl Play эта игра скачана свыше 10 миллионов раз!
** Фандом (букв. «сообщество фанатов») – субкультура, состоящая из поклонников (фанатов) какого-либо: определённого произведения культуры, вымышленной вселенной, художественного стиля или хобби. Представители фандома нередко объединяются в фан-клубы, создают литературные (фанфик, фанфикшн), музыкальные (филк) и живописные (фан-арт) произведения, костюмированные игры (косплей) по мотивам предмета своего интереса.
*** «Доктор Хаус» – популярный сериал (2004-2012 гг.) о команде врачей, которые должны правильно поставить диагноз пациенту и спасти его. Главную роль в нем исполнил известный британский актер Хью Лори. Марина использовала для своего псевдонима имя доктора Эмбер Волакис, которую сыграла американская актриса и продюсер Энн Дудек.
**** «Фикбук», «Книга фанфиков», ficbook.net – некоммерческий русскоязычный архив фанфикшена, а также оригинальной прозы, поэзии и публицистики, размещаемых пользователями на безвозмездной основе.
{{commentsCount}}
Комментариев нет