Есть ли место писателю в России
Нынешний читатель перестал откликаться на звук художественного слова
Раньше писатель был учителем, имевшим ответы на важнейшие вопросы бытия, лекарем, врачующим душевные раны, а порой и мессией, поражающим потомков своими откровениями. Но сегодня мы живем в ином измерении, в котором писателя как такового просто нет. Об этом наш корреспондент беседует с членом Союза писателей России и народным поэтом КЧР Владимиром Романенко.
– Владимир Петрович, прошло уже более 30 лет со времени распада СССР. Как изменилась, на ваш взгляд, роль художественной литературы в нашей стране?
– Я хорошо помню, как во времена Советского Союза многие литераторы постоянно сетовали на отсутствие настоящей свободы творчества, диктат идеологических установок КПСС, засилье деятельности худсоветов и т. п. При этом утверждалось, что если творческую часть общества освободить от всего этого, то очень быстро наступит настоящий расцвет культуры, в том числе всех жанров литературы – прозы, поэзии, драматургии. Полная свобода появилась довольно быстро, но вот ожидаемый расцвет так и не наступил. За всё это время не появилось практически ни одного литературного произведения, всесторонне отражающего нашу эпоху. Прилавки книжных магазинов по стране заполнены бульварными изданиями, имеющими мало общего с настоящей литературой. А что касается поэзии, то она вообще почти полностью задвинута в интернет, где густо перемешалась с беспомощными, а порой и непристойными стишками любителей, которые стремятся не к творческому совершенству, а к тому, чтобы поскорее заявить о себе в доступном круге общения и получить побольше «лайков». О новых значимых драматургических произведениях вообще ничего не слышно.
– Но если свобода оказалась непродуктивной для творчества, что же, по вашему мнению, может ему способствовать?
– Я думаю, что гораздо большее значение для успешного творчества имеет выбор темы, выбор главного героя и его характера. В советской литературе приоритетным был герой с сильным характером, способный на самоотречение, на ответственный благородный поступок, тот, кто мог сказать словами героя из романа Ю. Германа: «Я отвечаю за всё!». Таких героев в нашей современной литературе пока нет. А фигуры офисных клерков, доморощенных диванных мыслителей, погрязших в самокопании, и персон из шоу-бизнеса уже никому не интересны. Мир вступил в грозное время, образ настоящего героя эпохи необходим, и он непременно появится.
– И каков же статус писателя сегодня?
– Если ещё раз вспомнить советские времена, то замечу, что этот статус был несравненно выше и серьёзнее, чем ныне. Писатели были зачинателями и участниками серьёзных общественных дискуссий по многим проблемам, и при этом их точки зрения и настойчивость нередко побеждали. Вспомним, например, как благодаря их активности был предотвращён поворот северных рек Сибири на юг. Писатели избирались в самые высокие представительские структуры государства. А издания книг весьма крупными тиражами, выступления и лекции в самых различных аудиториях материально обеспечивали им если не богатство, но вполне достойную жизнь.
Сегодня о статусе писателя немало говорят, а ещё больше пишут. Но у меня сложилось впечатление, что в высоких правительственных кругах никак не могут договориться о том, что такое писательская работа – профессиональная деятельность или обыкновенное хобби. В современной России до сих пор нет такой профессии, как писатель, поэтому все литераторы, включая «народных», которые занимаются исключительно творчеством, юридически – либо безработные, либо… тунеядцы.
Таким образом, современное понимание свободы творчества оказалось на руку только «авторам», создающим бесконечные вереницы детективов, стандартных мелодрам и всякого род «фэнтези», напоминающих бред. Заключив многолетние договоры с крупными издательствами, которые заполняют сеть книготорговли именно такой продукцией, они существуют вполне себе безбедно.
Есть и те, чьё творчество наполнено настоящей русофобией, поэтому охотно поддерживается иностранными грантами. Удивляет то, что именно эти когорты чаще всего до последнего времени мелькали на экранах и в различных СМИ, причём зачастую в скандальной хронике. К сожалению, статус таких «писателей» долго был весьма высок. Сейчас такое положение наконец стало выправляться, но они, увы, уже во многом сформировали вкус читателя.
– Это проблема конкретного региона или шире – всероссийская проблема?
– Положение литераторов, находящихся за пределами Москвы, более чем плачевно. Особенно сложно положение тех, кто живет в российской глубинке. К писателям из регионов и Минкультуры, и каналы Центрального телевидения, и столичные издательства всегда относились как к второстепенному явлению: для них литературы вне крупных центров вообще не существует. Писатель или поэт из провинции – это «не бренд», это любитель, он может издать книгу только за свой счёт, мелким тиражом и без какого-либо художественного оформления. Продавать такую книгу никто не возьмётся, провинциальные литераторы никогда не участвуют в программах канала «Культура», как будто они заведомо неумны и неинтересны. Их не приглашали и на встречи с руководством страны, туда гораздо охотнее звали один и тот же узкий круг авторов – лиц, зачастую либерально-оппозиционных, которые и нашу страну-то, мягко говоря, не слишком любят. Точно так же писателей из провинции, как правило, нет и на больших книжных праздниках и ярмарках в Москве, их туда тоже никто не приглашает, для Минкультуры России это хлопотно, неинтересно и невыгодно. Творческие поездки групп писателей по регионам полностью исчезли как явление литературной жизни.
– Но почему бы в такой ситуации не воспользоваться возможностями интернета, тем более что опубликоваться там довольно легко, к тому же интернет – это аудитория в десятки миллионов читателей…
– Но к мнению о том, что писательство – хобби, и склоняет лёгкость публикации любых писаний на страницах интернета, многие из которых напоминают пресловутый забор. В интернете не только миллионы читателей, но и сотни тысяч тех, что регистрируются в нем как писатели, а количество публикаций составляет миллионы. В этом нагромождении любое ваше произведение, если вы «не раскручены», затеряется и останется неизвестным. Оно разместится вперемешку со всеми текстами, в том числе и с теми, которые и литературой-то назвать невозможно, и утонет в море графомании. Ведь все публикации имеют равные права и располагаются либо по алфавиту, либо по дате.
– Так в чём вы видите выход из создавшегося положения? И есть ли он вообще?
– Недавно Союз писателей России завершил перерегистрацию своих членов, провёл съезд и принял новый устав. Попутно произошла определённая консолидация различных писательских организаций. Но для того, чтобы Союз писателей снова обрёл свой авторитет и свой голос, необходимо кардинально активизировать работу. Надо проводить встречи писателей с читающей публикой, творческие поездки в регионы, ликвидировать групповщину и замкнутость в литературных журналах, учредить собственные издательства, где каждый автор мог бы предложить свои произведения. Необходимо обратить самое серьёзное внимание на развитие такого серьёзнейшего направления, как литературная критика, которое сегодня почти не существует. А ещё – во что бы то ни стало воссоздать систему книготорговли, ибо сам писатель не обязан стоять за прилавком, но его творения должны быть доступны во всей стране. И, наконец, кому, как не руководству СП, придётся непременно добиться взаимопонимания и сотрудничества с Правительством, ибо решение всех этих задач и проблем немыслимо без финансирования и определённых административных усилий. Без этого положительных сдвигов не будет.
Кстати,
самой продаваемой художественной книгой в России в 2022 году стала антиутопия Джорджа Оруэлла «1984». Читатели купили 196 053 экземпляра романа. В рейтинг также попали «Портрет Дориана Грея» Уайльда, «Маленькие женщины» Олкотт, «Гордость и предубеждение» Остин и «Мастер и Маргарита» Булгакова.
{{commentsCount}}
Комментариев нет